Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Материалы конференций, получивших название "Абрамовские чтения"

Цвет, звук, аромат.

Задача человечества в целом — одухотворить Землю. Это возможно лишь при условии одухотворения самого человека. Мощи святого или от­шельника или просто высокодуховного человека могут сохраняться годами, но чуть ли не заживо разлагается отравленное всеми ядами и всеми пороками тело негод­ника. Лаборатория челове­ческого организма может быть очистителем и разредителем материи всех состояний, но и может быть явлением, заражающим все, с чем входит она в соприкосновение. Учение о запахах и ароматах может быть не менее широко, чем о цвете и цветах световой шкалы. Запахи и цвета находятся между собой в тесной взаимосвязи и соответствии. Темный и светлый полюсы определяют их сущность, характер и свойства. Область эта дает широкий простор для изучения, но требует знания и подготовки. Все металлы обладают запахом, все газы, всякое вещество, все элементы и всякая форма жизни живая, все вещи, предметы и все, что вокруг. У каждого вида растений и животных свой запах, у каждой расы, народа и даже отдельных родов. И свой специфический запах у каждого отдельного человека. Это хорошо знают собаки.  Сущность человека выражается в присущем ему запахе и по этому запаху может быть определена совершенно точно. Цвет ауры характеризует облик самого человека, точно так же и запах. По запаху можно определить нравственный уровень жильцов дома. Наполнена запахами каждая комната. Наполнены запахами сборища людей. Запах притонов и запах домов искусства различен. Атмосфера домов, собраний и сборищ часто ядовита. Только труд вдохновенный и от себя отре­шенный осветляет пространство вокруг. Там, где личные интересы и мысли отступают на второй план и заме­няются интересами коллектива, там атмосфера светлеет. Есть мысли благоухаю­щие и есть мысли зловонные. Самые безобидные с точки зрения обывателя мысли порою смердят. В ближайшем будущем сущность людей будут определять по светотени при помощи специальных аппаратов. Кто-то, имея утонченное обоняние,  определение будет  производить  по запаху. Излучает запах аура и ее эма­нации. Злое действие, злые мысли и чувства не исчезают в пространстве, но оставляют после себя наслоения кристаллических образований. Зло кристаллизуется, и кристаллы его несут в себе зловоние. Дав свои отложения в ауре, зло будет сопутствовать своему породителю, пока существуют темные кристаллы этих отложений.. По запаху можно определить духовное состояние человека. Устой­чивость запаха указывает на устойчивость доброго или злого начала. Думают, что, совершив нечто плохое и забыв о нем или даже покаявшись, человек освобождается от его следствий. Мысли уныния, беспокойства и страха сопровождаются неприятными запахами. Ароматический аспект Вселенной сообщает каждому человеку особый, свойственный именно ему, запах, который столь же индивидуален у различных людей, сколь и их лица. Дикие животные живут в мире запахов гораздо полнее, чем люди. Для них область запахов представляет собою очень обширный мир. Чувствительность пчел к ароматам феноменальна. Можно утверждать, что не только каждый человек имеет свой особый запах, но каждое его переживание, эмоция, чувство и даже мысль. Да, да, мысли имеют каждая свой аромат или зловоние, равно как и все чувствования человека. Благоухают чистые духи и смердят погрязшие в пороках. Деление людей на нечистых и чистых имеет под собою основание. Особенно резко оно определяется по запахам. Утонченное обоняние может чувствовать приближение добра или зла на большом расстоянии. Абсолютное чувство обоняния помогает его обладателю безошибочно разбираться в природе приближающихся к нему сущностей.  Благовонна мысль радости, свободная от самости. Благоухают мысли добра и мысли Света.   По мере совершенствования человека утончается и становится благоуханным излучаемый им аро­мат.

 Очень характерны цветы своими запахами и прямою связью этих запахов с красотою их форм. Можно сказать, что благоухает красота. Есть душа и у розы, она выявляется в ее аромате. Из чи­стых ароматов нужно предпочесть розу, она содержит очень стойкое масло. Но не следует забыть, нужно брать цветы до разложения. Указываю на розы, ибо они содержат наибольшее количество огненной энергии. Таким об­разом, и любители роз близки огненной энергии. Чем утонченнее центр обоняния, тем более резко воспринимает он запахи окружающего мира. Вот почему утонченное сознание любит цветы. Альпийский луг красочен и богат разнообразием трав, но еще более ароматами каждой. Легко, даже закрыв глаза, отличить гриб от розы или лук от земляники. Сколь богат этот аспект окружающего нас мира. И как мало думают о нем люди. Многие запахи имеют значение для пространства — имеются в виду очистители: эвкалипт, мята, розовое масло, ладан, смолы хвойных деревьев. Некоторые изысканные ароматы ядовиты. Некоторые запахи убийственны, некоторые жизнедательны и благотворны. Когда-то и кто-то напишет большой труд, посвященный ароматическому аспекту Вселенной. Когда жизнь станет прекрасной и люди полюбят добро и насыщена будет Земля Красотою, сферы плотного мира наполнятся благоуханием. Область ароматов так же широка, как и область цветов или звуков. В области цветовой шкалы Красота является основою выражения Света, в области звуков — консонанс, в области ароматов — благоухание, во всех трех — гармония сочетания соста­вляющих их элементов, или согласованность. Не дивно сказать, что хорошая музыка благоуханна. Цвет, звук и запах связаны тесно. Каждый цвет имеет свой запах, а каждый звук — свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияньях и в переливающихся соче­таниях тончайших благоуханий. Звучит пространство волнами света. Свет звучит. О значении Света Сказано мало. Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим про­странство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония — это разрушение, разложение и смерть.

Свет, его краски и ароматы связаны тесно между собою. Можно считать, что каждому цвету спектра сопутствует свойственный ему аро­мат. Запахи весны и осени противоположны по существу и различаются между собою как запахи жизни и смерти. Каждая мысль сопровождается свойственным ей запахом, вызывая в организме человека соответствующую ароматическую реакцию. Мыслями здоровья, бодрости и радости можно бороться с болезнью. Даже внешние ароматы жизнедателей очень при этом помогут. Ароматами можно лечиться. Мысленное вызывание положительных запахов и при соответствующих мыслях действует тонизирующе. Звук, цвет, аромат являются только различными сторонами выяв­ления одной и той же вещи, живого существа (растения, животного, человека) или даже вещества химической шкалы элементов. Спектральный анализ по цвету по­зволяет определить присутствие того или иного веще­ства. Анализ ароматический дает такие же результаты.

 Мир Высший во всех своих аспектах выражается Красотою. И приближены к нему через Красоту. Осколки ее можно усматривать и наблюдать в мире земном и мирах промежуточных, но не в низших слоях астрала, где все характеризуется безобразием. Красота и безобразие — антиподы, полоса Света и тьмы; прекрасное есть путь к Свету. Спасение через Красоту. Ее можно часто наблюдать в природе. Луга, леса, реки, озера, горы, моря, снега — все красиво. Цветы, травы, особенно цветы, являют собою Лик Красоты. Прекра­сному служит искусство. «Через Искусство имеете Свет».  Служитель прекрасного есть служитель Света. Крохи Красоты можно собирать и в жизни обычной. Можно стремиться окружать себя Красотою. Богатство и рос­кошь — не Красота. Жизнь Нового Мира будет стро­иться Красотою, пока не войдет она во все стороны жизни. Если отсутствие Красоты есть отсутствие Света, то можно представить себе, насколько нуждается она в утверждении в жизни. Современная одежда далека от красоты. Преобладание темных и серых тонов создает диссонансы. В природе осенние и весенние краски различны: осенние цвета — цвета смерти и увядания, весенние — возрождения и жизни. Цвета и оттенки одежды можно брать у природы. И не только для одежды, но и всего обихода, всей жизни, всего, что окружает человека. Мрачные, серые, темные каменные дома-ящики должны совершенно со сцены уйти. Красота войдет в жизнь, во все ее сферы, и станет тогда жизнь иною. Красота мыслей, чувств и эмоций особенно све­тоносна. Ею строится жизнь, и ею будут строиться взаимоотношения между людьми. Будет время: не будет ни грязи, ни дыма, ни сора в просторных и чистых и светлых, украшенных цветами и произведениями ис­кусства, помещениях преображенных заводов и фабрик. Все будет отмечено печатью на себе Красоты, и прежде всего, человек, и не столько внешне, сколько внут­ренне. С внутренней Красотою со временем придет и внешняя. Ведь даже здоровье есть не что иное, как равновесие или гармония, то есть красота тела. И не надо быть красавцем, чтобы лицо было при­влекательным и озарялось внутренней Красотой. Буду­щее овеяно Красотою, ибо будет построено на основе Прекрасного.

Музыка имеет огромное влияние на состоя­ние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музы­ка.(Скотт… Английский композитор и пианист Кирилл Скотт написал интересную книгу "Музыка и ее тайное влияние в течение веков". К. Скотт — выдающийся пианист и, может быть, самый значительный английский композитор настоящего времени.

Платон   пишет:   „Музыкальное  воспитание  более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души".

В другом месте Платон говорит: „Нужно избегать введения нового рода музыки, — это подвергает опасно­сти все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области".

Аристотель тоже утверждает, что музыка обладает силой формировать характер и что человек при помощи музыки может приучить себя развивать правильные чув­ства.

Кирилл Скотт идет еще дальше в своем смелом ут­верждении, что каждый специальный род музыки имеет ярко выраженное влияние на историю, мораль и культу­ру человечества. До сих пор считали, что каждый род му­зыки рождается из среды присущей ей культурной эпо­хи. Скотт перевернул все вверх дном, утверждая, что культурные эпохи были созданы музыкой.

 Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нер­вную систему человека. Государство должно встать на за­щиту народа от вредной музыки, разрушающей его созна­ние, здоровье и равновесие. Изучение развития музыки от ее простейших форм до современных было бы слишком обширной задачей. Для наших целей достаточно рассмотреть музыку после­дних двух столетий и установить ее влияние на культуру этого времени.

Начнем с Генделя. Он провел большую часть своей жизни в Англии. И Скотт утверждает, что на его долю выпала высокая миссия восстановить состояние английской морали. В те времена в Англии царила очень шат­кая нравственность. Оратории Генделя с их музыкой, возбуждающей благоговение, были сильным противоя­дием и пробуждали, особенно среди народа, благоприят­ное влияние. Скотт полагает, что именно эта музыка спо­собствовала возникновению Викторианской эпохи со всеми ее преимуществами, как сознание долга, чувства собственного достоинства, стремления к чистой жизни, равно как и недостатками, как формализм, мелочная щепетильность и т. п. Но музыка Генделя своим формализмом тормозила оригинальное мышление, что, вероят­но, было причиной тому, что Англия после своего выдающегося композитора Пурцеля (1658—1695) пережила самую непродуктивную эпоху своей музыкальной ис­тории.

Перейдем теперь к Баху — величайшему композито­ру всех времен. Мне хотелось бы сказать, что Бах начи­нает и кончает музыку, потому что она заключает в себе все, что можно было бы желать от музыки в будущем: мелодии, ритм (он дает представление о вечном ритме), полифонии и гармония. Это замечание только между прочим, ибо не думаю, что будущее принесет нам немало сюрпризом. Бах имел сильное влияние на образ мышления, особенно немцев. С того времени, как музыка Баха стала распространяться особенно сильно, в немецком на­роде значительно повысилось интеллектуальное мышле­ние. В это время в Германии жили некоторые величай­шие мыслители. Своею музыкальной логикой Бах спо­собствовал усилению заложенной в немце тенденции к философии.

Кульминационным пунктом музыки Баха надо счи­тать „Страсти Господни по Евангелию от Матфея". Кто когда-либо слышал исполнение этого произведения и почувствовал благоговение и глубокое волнение слуша­телей, тот, несомненно, должен был поверить в магическую силу музыки и в то, что она может погрузить нас в более высокое состояние сознания. Кирилл Скотт полагает, что не будь оба величайших произведения Баха („Страсти Господни по Матфею" и „По Иоанну") задержаны на сто лет, немцы 19 столетия не были бы такими мещанами, и культурная пошлость не вошла бы в их жизнь.

Основанием для такого взгляда Скотт считает то об­стоятельство, что в обоих этих произведениях встречают­ся часто диссонансы, которые имеют значительное влия­ние на ментальное состояние организма, делая его более гибким, и поэтому его мышление становится менее обы­чным.

Бетховен был избран для совершенно другой задачи. Он был, пожалуй, одним из самых своеобразных харак­теров в истории музыки. Но если бы он был иным, то он, пожалуй, оказался бы не в состоянии выполнить свою миссию, которая заключалась в том, чтобы пере­дать в звуках всевозможные чувства людей. Подобно Баху, который был величайшим полифонистом, Бетхо­вена можно считать величайшим музыкальным психоло­гом. На этом основании ему было дано страдать и бо­роться с тяжелейшими внешними и внутренними затруд­нениями. Это давало ему возможность выражать в музыке все эти чувства и даже вносить в свою музыку глубо­ко скрытые в подсознании чувства. Скотт называет „от­цом психоанализа", потому что его музыка сделала воз­можным дальнейшее развитие этой науки. Можно, в об­щем, утверждать, что музыка имеет тенденцию раскры­вать многие чувства, скрытые в подсознании, — и осво­бождать от них человека. И ничья музыка не сделала это­го в такой степени, как музыка Бетховена, потому что именно он был способен выражать в музыке самые глу­боко скрытые чувства и мысли, и таким образом осво­бождать от них других людей.

Особым свойством музыки Бетховена является ее способность возбуждать в людях сострадание. „Все по­нять — значит, все простить". В те времена было необхо­димо дать человечеству средство выражения, которое заставило бы его понимать других. Этим средством была музыка Бетховена.

Кирилл Скотт считает, что под влиянием музыки Бетховена сильно увеличилось число благотворительных учреждений, в основе которых, несомненно, лежало со­чувствие другим.

Кирилл Скотт мало, или, вернее, почти ничего не го­ворит о влиянии музыки Гайдна, Моцарта и Шуберта. Пожалуй, это можно объяснить тем, что их влияние ска­зывалось преимущественно в Австрии. Если присвоить себе ход мыслей Скотта, то можно сказать, что музыка этих трех австрийских композиторов сформировала ны­нешнего австрийца со всеми его хорошими и слабыми свойствами, и он является, таким образом, зеркалом этой музыки.

Одну главу своего труда Кирилл Скотт посвятил му­зыке Роберта Шумана. Я должна упомянуть о нем, пото­му что музыка этого композитора касается чрезвычайно важной области — ребенка. Именно в это время произо­шла большая перемена в отношениях родителей к де­тям и в воспитании. Около 1840 года появляются первые детские сады. И по мнению Кирилла Скотта, их рас­пространение следует приписать влиянию Шумана. Даже систему Монтессори, появившуюся значительно позже, Скотт тоже приписывает влиянию Шумана. К этому вре­мени постепенно выкристаллизовывается ясное понима­ние того, что, во-первых, дети различны, и поэтому их надо воспитывать индивидуально, а не в массе; во-вто­рых, что дети, в сущности, не должны воспитываться другим лицом, но что в них самих должен зародиться импульс к учению; в-третьих, дети уж таковы, что в со­ответствующих условиях они охотнее всего воспитыва­ются сами. Если мы вспомним „Детские сцены" Шумана и его „Рождественские альбомы" для рояля и многие другие вещи, посвященные детям, мы можем понять, что эта музыка направляла внимание взрослых на де­тей и пробуждала в них недостающее понимание души ребенка.

Музыка Вагнера была во всех отношениях револю­ционной и имела колоссальное влияние на предшеству­ющее нам поколение. Иногда его музыка достигает не­обыкновенных высот, как, например, во многих местах „Парсиваля", особенно в волшебстве „Страстной пят­ницы", в „Смерти Изольды" и в „Песне" на конкурс (мейстерзингеры) — музыке, которая способна приве­сти нас в высокое состояние сознания. Скотт говорит, что влияние этой музыки сказалось в созданиях движе­ний, имеющих целью единение и братство. Однако вагнеровская музыка имеет и обратную сторону, которая не была бы так опасна, если бы в ней не была так сильно подчеркнута германская нота. Но эта нота, связанная с такими же сильными романтическими и героическими элементами, пробудила в германском народе интенсив­ное чувство власти и склонность к национализму, раз­рушительное влияние которого мы испытали.)

Музыка хороша для приведения мыслей в гармоническое состояние и для настраивания сознания на определенный лад. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времен прибегали к этому методу. Звук человеческого голоса — особенно. Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. Каждый знает, какие именно вещи воздействуют на него особенно сильно и как. Торжественная музыка и торжественные гимны вызывают соответствующее настроение. По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нем самом. Пространство наполнено неслышимыми звуками. Композитор слышит их внутренним слухом как нечто совершенно реальное.  ( Элькин)

Звуки колоколов, органа и разных музы­кальных инструментов обладают свойством приводить че­ловека в торжественное состояние и настраивать его созна­ние на определенной волне.

Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. Удар колокола дает звук, распространя­ющийся на большое расстояние. В этом случае колоколь­ный звон насыщает пространство звуковыми вибрациями положительного характера. Не сравнить воздействие это с какофонией репродукторов. Звон колоколов насыщен тор­жественностью. Влияние этих звуков определенно положи­тельное. Звук — явление огненное. Он связан с цветом. Ко­локольный звон вызывает ответную реакцию в организме человека, и реакция эта благодетельна. Каждый металл да­ст свой особенный звук. Звук серебра обладает очень высо­кой гармоничностью. Уже поняли, что в серебряных сосудах вода ионизируется и приобретает особые свойства це­лительного характера. Также поймут и целебное воздейст­вие колокольного звона на человека и даже природу.

Аритмизм в музыке разрушителен и дей­ствует разлагающе на сознание. Подобную музыку надо безотлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие еще не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка до­пускается и приветствуется несознательными любителями дисгармонии и разложения. Надо прекратить это беззако­ние и  понять его вредоносность.

 Зрительное ощущение усиливается зву­ковым и всеми прочими восприятиями, идущими через остальные органы чувств. Когда гамма их обладает полнотой всех органов чувств, то и восприятие становится полным и законченным. Восприятия физического мира требуют полноты участия всех физических органов чувств, восприятия тонкие — чувств тонких. Так, раз­делим шкалу восприятий на тонкую и плотную. Звуки плотного мира воспринимаются ухом. Но можно в со­знании заставить прозвучать неслышно накануне про­слушанную мелодию. Много тонких звуков можно вос­произвести в сознании как бы мысленно. Великие ком­позиторы слышали целые беззвучные пространственные симфонии и облекали их уже в звуки земные.

Пси­хическая энергия, творящий огонь, вызывающий к про­явлению жизненную энергию организма, действует мощ­но, не зная ограничений. Внушение — это только как бы ограниченная сфера деятельности силы творческого воображения духа. Лечение лучами относится к этой области безграниченых возможностей духа. Для начала отметим, что лучей семь: семь основных и пять допол­нительных. К примеру, можно сказать, что синий луч понижает температуру, и окружение себя синим светом тушит всякие ненормальные, повышенные термические процессы и воспаления в теле. Лучетерапия — это наука будущего. Цветотерапия применяется, хотя и немного, и сейчас, но здесь имеется" в виду воздействие на организм цветными лучами психической энергии и из­менение цветового излучения ауры. Когда снимки ауры будут допущены и приняты официальной наукой, дверь в эту область будет открыта. Пока же придется огра­ничиться утверждением, что каждая болезнь вызывает нарушение цветовой гаммы ауры, внося в нее дымные, темные, серые, коричневые или грязно-красноватые от­тенки или пятна. Замена в пораженном органе или во всем организме такого излучения светлым, чистым или густым, но тоже чистого оттенка, подавляет очаг заболевания в его корне. Подобное усиливается подоб­ным и нейтрализуется противоположным. Но цвет луча, каков бы он ни был, должен быть чистым. Здоровая аура характеризуется чистотою цветовых излучений. Искусство и умение применения лучетерапии выраба­тывается долгим опытом жизни и постоянной практикой. Даже психические явления можно лечить этим путем — например, уныние, беспокойство, страх и все прочие нездоровые эмоции человека, каждое из которых со­провождается цветовым излучением, характерным для данного чувства. Область лучетерапии очень обширна, и нужно много старания, чтобы исчерпать ее. Комбинацией цветов можно, подобно сочетаниям звуковых аккордов, или успокаивать нервную систему человека, или ее активизировать. Цвет мощно воздействует на человека — как цвет обычный, видимый глазом, так и цвет, вызываемый им перед собою мысленно.

Сама по себе энергия агни нейтральна, её окрашивает мысль, и мысль делает ее творящей Свет или тьму. Агни - энергия творческая. Шкала Агни идет сверху донизу, изменяясь и окрашиваясь всеми цветами спектра — либо чистыми и прозрачными, либо мутными, нечистыми, дымными и смрадными, вплоть до черных огней. Черное пламя - эманации черного сердца. Все огненные проявления сопровождаются запахами столь же разнооб­разными, как и окраска и оттенки огней. Низшие вож­деления имеют свою особую окраску, равно как и все без исключения страсти. Эманации высшего порядка имеют окраску свою, чистую, светлую, приятную глазу. Все движения человека и всех прочих живых существ сопровождаются световыми явлениями. Это касается и растительного мира. Сияет цветущая яблоня.

Каждую способность и каждое качество духа человек может развивать беспредельно. Абсолютный слух не есть конец, но лишь только начало развития умения применения этой способности в области творчества. Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. Абсолютный слух нужен для творчества. Музыка сфер — продукт космического творчества. Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей зву­ковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня — это симфония торжествующей жизни. Матерь Агни Йоги видела в Тонком Мире дерево, посаженное ею. Можно сажать и цветы. Каждый цветок Тонкого Мира тоже звучит. При совершенстве творческой способности разума че­ловека слух должен быть абсолютным. Мало уметь воспроизвести слышанную мелодию или звук, надо еще, помимо репродуктивной слуховой способности, развить способность творческую, способность творить звуками. Создать обычную музыкальную симфонию — это одно, создавать симфонии Космические, звучащие в простран­стве,— это другое, но творить с помощью гармонически сочетаемых звуков, пользуясь звуковым вибрационным ключом привлекаемых к творчеству элементов, творить новые формы — это будет уже творчеством высшим, для которого нужны абсолютное качество чувств и знание законов гармонии, числа и пропорций. Создатель пла­неты их Знает, Пламенные Логосы их Знают, Пла­нетные Духи   их  Знают,   и  все — в  степени  разной ибо, как Сказано раньше, звезда от звезды (...) во славе. В простой фразе, доступной в какой-то ме­ре пониманию людей того времени, выражен глубо­чайший Закон возможности роста человеческого духа до ступеней высочайших.

Закон созвучия управляет миром. В растениях, цветах, деревьях, оперении птиц, окраске рыб, в строении тел животных и человека резко отмечено это созвучие. Гармония, или взаимодействие всех органов тела, основана на этом законе. Какое соответствие между формою, скажем, розы и ее запахом, надо явить, чтобы ёе внутренняя сущность созвучала с внешним ее выра­жением. То же созвучие выражается и в химических реакциях элементов Менделеевской шкалы. Высшею фор­мою созвучия в человеке будет равновесие, или согла­сованность. Правильно, что вспомнили слова о мире, который выше всякого разумения. Чем выше сферы, тем полнее созвучие. Низшие слои пространства характеризуются разновесием. Хаос есть антипод созвучия. Ма­терия Люцида обладает степенью созвучия, которое выражается звучанием, называемым музыкой сфер. Все в природе звучит, и каждая индивидуализированная сущность, будь то цветок, дерево, рыба, птица, животное или человек, имеет свою звуковую ноту, или вибраци­онный ключ, выражающийся в определенной математи­ческой формуле. Все предметы и все живые формы индивидуализированы. Даже двух листьев на всех де­ревьях мира не найдете схожих.

Вопрос о соответствии элементов, свойств и особенностей различных видов материи, которые входят в состав трав, растений, птиц и рыб, животных и человека, их связи запахи, вернее, ароматы, и цветы сильно воздействуют на человека. Это область ближайших завоеваний медицины. Траволечение будет развиваться и принесет много неожиданностей. Мно­го полезного в этом отношении знали предки. Необходим синтез всех сведений этого порядка. Лечение травами идет из глубочайшей древности, но многое утрачено. Каждая травка и цветок, каждое расте­ние, ягоды и плоды имеют свои скрытые, оккультные свойства, равно как и каждый металл или элемент химиче­ской шкалы. Они выражаются в запахе, цвете, вкусе, звуке, форме и вибрационном ключе данного растения, элемента или вещества. Букет цветов или сплав металлов порой об­ладает огромной силой, если составлен гармонично, и мо­жет оказать мощное воздействие на человеческий орга­низм. Обширна эта область утраченного человечеством знания. Многое собрано и хранится у Нас. «Тысячелистник»  называлась древняя  настойка из трав дикого луга. Смысл ее заключался в убеждении, что флора лугов есть уже собранная панацея. Конечно, такое собрание растительных сил очень знаменательно, ибо кто же лучше Природы подберет соседей соответственных? Пропорция и способ применения остаются в руках чело­века. Действительно, каждая симфония растительной по­росли поражает своей соответственностью.  К этому надо добавить цветные лучи и вибрации мысли, прану и магнетизм воды различного состава. Мощная лаборатория чело­веческого организма требует соответствующих элементов для своего функционирования, основанного на Законе со­ответствий. Медицина будущего будет многое знать. По­могут снимки излучений организма для определения нуж­ных ему веществ. Область будущих знаний безгранична. Каждая травка хранит для человека свой дар. Гороскоп указывает на основные свойства организма, на его связь с цветами, и металлами, и пространственными лучами. Зву­ком можно так же успешно лечить, как цветом или запа­хом. Вибрации человеческого голоса могут вызывать бла­готворные результаты и даже исцелять или нарушать рав­новесие человеческого аппарата, вызывая болезни.

Все земные чувства в претворении восходят до Мира Огненного. Но не только зрение и слух духовно су­ществуют, но и вкус имеет новое значение. Нельзя без вкуса понять многие химические составы, и при творчест­ве нужны все чувства как меры соотношения. Потому нуж­но уже на Земле утончать чувства. Недаром один отшель­ник каждый день принимал на пищу листья и травы, что­бы изощрить вкус. Когда же прохожий спросил его — за­чем он так делает? — отшельник сказал: «чтобы лучше любить тебя».

 В.Элькин, проведя сотни сеансов арттерапии, убедился, что люди обладают неизвестными им самим творческими способностями, которые проявляются под действием музыки. Его исследования доказали, что человек на подсознательном уровне обладает двумя способностями, которые роднят его с самыми необычными явлениями искусства:

1) Цветомузыкальным слухом (Феномен Скрябина - выявленная, присущая каждому человеку связь восприятия цвета и тональности музыки.) Оказалось, что каждый человек неосознанно выбирал среди аккордов одну из мажорных или минорных тональностей, и этот выбор связан с выбором цвета в тесте Люшера. Своим интуитивным выбором человек объединял тональный аккорд и цвет подобно гениальному Скрябину. Мелодии, звучащие в этой тональности, воспринимались человеком как личные, близкие по психологическому состоянию. Они оказывали мощное психологическое действие, позволяя выйти из сложной ситуации, гармонизировали личность.

2)Способностью превращать музыку в зримые образы

(Феномен Чюрлёниса – прослушивание музыки близкого психологического содержания сопровождается появлением зрительных образов.). Это явление названо именем Чюрлёниса, который писал картины и называл их «Соната», «Фуга», превращая музыкальные впечатления в зрительные образы. Проведённые В.Элькиным исследования позволили выявить наиболее характерные для каждого цветовыбора ключевые образы:

1)Люди, поставившие в тесте Люшера на первое место чёрный или серый цвета наиболее часто выбирают изображение человеческого лица, скульптуры, но чаще всего с закрытыми глазами.(Человек уходит внутрь себя. Он весь в своих проблемах, окружающий мир для него не существует). Лик человека, каменную маску тревоги выбирает именно эта группа людей. Остальные, ставившие первыми другие шесть цветов Люшера, предпочитают изображение природы.

2)Людей, предпочитающих коричневый и фиолетовый цвет, привлекают изображения лунной ночи. Память(коричневый) и фантазия(фиолетовый) – ночные, теневые психологические сущности. Чтобы их реализовать, надо тоже уйти от внешнего мира. Они соответствуют образу поэтов. Это люди Луны.

3) Люди, выбравшие синий и зелёный, склонны к созерцанию (синий), и размышлению (зелёный). Они являются интровертами – обращёнными к себе. Их психологическим программам соответствуют картины с изображением неба, воды (синий), леса (зелёный).

4)Людей, выбравших жёлтый и красный цвета, можно назвать «людьми Солнца». Им близки образы слепящего солнца и залитой огненным светом комнаты. Они радостно приобщены к миру и энергии, они овладевают миром. Юнг называет их экстравертами. Перед ними – вся Вселенная, а не собственное лицо с закрытыми глазами. Смена дня и ночи, времена года, восход и закат солнца, виды воды и леса, света и тьмы – определяющие образы их подсознания.

Исследования, проведённые В.Элькиным доказали, что каждый слушатель интуитивно предпочитает определённые тональность и цвет в соответствии со своим психологическим состоянием. Его выбор тональности совпадает с выбором Бетховена, реализовавшего в музыке данную эмоцию, и Скрябина, ощущавшего связь тональности и цвета. Основой цветотональной диагностики стала идея Скрябина о взаимосвязи тональности и цвета. Тональности обладают чёткой эмоциональной характерностью и связываются, в соответствии со своей психологической окраской по три в группы, резко отличающиеся друг от друга.

Таким образом сформировались четыре мажорных триады и соответствующие им четыре минорных триады тональностей.

Каждому цвету соответствует триада тональностей, расположенных по квинтовому кругу. Связать их с цветовыбором учёному помогла многолетняя практика работы с пациентами и слушателями. Диагностика проводилась с применением тональных аккордов,  соответствующих выбору цвета. Проведённые эксперименты доказали, что:

- выделенные тональности имеют диагностическое значение (их можно использовать как цвета в тесте Люшера);

-мелодии тональностей имеют эмоциональную окраску, соответствующую цвету;

-люди, предпочитающие определённый цвет, выбирают соответствующие ему тональности;

-музыка этих тональностей оказывает на них глубокое влияние.

. Сначала исследуемый выбирал мажор или минор, а затем уточнялась наиболее комфортная для его восприятия тональность.

После тональной диагностики прослушивались мелодии различного психологического и образного уровней. Они давались по ступеням, соответственно цветам Люшера – от чёрного к красному (чёрный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зелёный, жёлтый, красный) и по принципу Бетховенских симфоний – от мрака к свету.

цвета также могут влиять на каждого человека, часто гораздо больше, чем мы это осознаём. Цвет переплетён со всеми аспектами нашей жизни, он становится важной частью нашего языка .

Цвета можно использовать для изменения нашего физического, эмоционального, интеллектуального состояния. Цвет может быть стимулирующим или подавляющим, конструктивным или деструктивным. Каждый цвет имеет свои уникальные эффекты и может использоваться для восстановления баланса.

Цвета обычно подразделяются на три категории. К первой категории относятся основные цвета: красный, жёлтый и синий. Смешивая основные цвета можно получить большинство остальных цветов. Вторичные цвета формируются при сочетании основных цветов. Сочетания основных и вторичных цветов дают третичные цвета. Каждый человек уникален, поэтому надо экспериментально подбирать оттенки нужного цвета, приглашая его для совместного поиска приятного ему цветового тона.

Мы приводим перечень некоторых наиболее общих ассоциаций, связанных с цветами и их использованием.

Чёрный – цвет, приводящий в смятение. Но иногда он бывает целительным, благотворным. Чёрный цвет является защитным цветом, если используется, чтобы успокоить очень чувствительных людей. Его следует использовать умеренно, так как его избыток может вызвать депрессию, ухудшить подобное эмоциональное и душевное состояние. Он наиболее эффективен, если используется в сочетании с белым цветом, что уравновешивает в некоторых случаях полярности человека, особенно если человек теряет контроль над собой. При сочетаниях чёрного цвета с зелёным, либо красным, либо жёлтым он может активизировать тот уровень подсознания, который помогает поставить жизнь и её «безумство» в соответствующую перспективу. Чёрный цвет никогда не следует использовать сам по себе, только в сочетании с каким-либо другим цветом.

Красный – это стимулирующий цвет. Он согревает, активирует и пробуждает жизненную силу. Красный цвет используют при простудах, плохом кровообращении. Этот свет укрепляет физическую энергию и волю человека. Он может активизировать глубокие страсти, такие как любовь, отвагу, ненависть, месть. Избыток красного может чрезмерно стимулировать и ухудшить состояние человека. Высокое кровяное давление – избыток красного цвета в организме человека. Никогда не следует использовать его обособленно от других цветов.

Жёлтый цвет стимулирует умственные способности человека. Он полезен при депрессиях. Помогает возродить любовь к жизни. Он может использоваться, чтобы пробудить уверенность в себе и оптимизм. Жёлтый цвет вреден при нервном возбуждении и раздражении, сердцебиении, невралгиях.

Зелёный – приводит в равновесие, может использоваться для увеличения чувствительности и сострадания. Оказывает успокаивающее действие, особенно в случае возбуждённого состояния. Светло-зелёный, приближающийся к голубому, обладает мощным влиянием. Зелёный цвет может использоваться, чтобы приблизить надежду, веру, дружелюбие и спокойствие. Он оказывает успокаивающее и обновляющее влияние в случае умственного напряжения, приводит в равновесие вегетативную нервную систему, используется в случае сердечного недомогания, высокого кровяного давления, головной боли. Этот цвет стимулирует рост, поэтому противопоказан при опухолях, новообразованиях.

Голубой, синий. Голубой оказывает охлаждающее, успокаивающее действие. Он укрепляет и приводит в равновесие дыхательную систему. Хорошо помогает при высоком кровяном давлении. Очень благоприятен для детей. Облегчает состояние одиночества. Эффективны сочетания голубого с более тёплыми цветами из его цветового диапазона и цветами красно-оранжевого спектра. Помогает пробудить артистическое выражение и вдохновение.

Цвет индиго рекомендуют использовать для устранения навязчивых состояний. Избыток этого цвета может вызвать депрессию и чувство отдалённости от других людей. Противопоказан при пассивных состояниях организма (меланхолия, депрессия).

Фиолетовый цвет оказывает очищающее действие. Помогает сбалансировать физическое и эмоциональное состояние. Считают, что фиолетовый помогает вдохновлять и развивать скромность. Избыток его вызывает чувство усталости, тяжести, тесноты, меланхолию.

Коричневый цвет помогает человеку пробудить здравый смысл и проницательность, помогает «вернуть человека обратно на землю». Он эффективен в случае оторванности от действительности.

С помощью теста Люшера можно подобрать, какие цвета работают на конкретного человека. Оттенки он уточняет сам методом подбора.

Воздействие цветом советуют начинать с белого цвета /или с зелёного в отдельных случаях/ и заканчивать этим цветом. Это усиливает эффект воздействия, обеспечивает баланс.

Воздействие цветом можно производить с помощью слайдов. Слайды вставляются в проектор в том порядке, в котором используются нужные цвета. Проектор ставится напротив человека и свет направляется на него. Каждый цвет применяется в течение трёх минут. Завершается воздействие одним из благотворных цветов. Если нельзя применять зелёный, его заменяют розовым или белым.

Удивительно близким к музыке и цвету по воздействию на эмоционально-психологическое состояние людей обладают ароматы.

 Люди с развитым обонянием способны различать до 10000 запахов. Однако до сих пор не существует общепринятой классификации ароматов. Это связано с тем, что состав ароматов очень сложный, (в аромате розы более 300 химических соединений). Кроме того, между характером пахучего вещества и его химической структурой не всегда есть прямая зависимость.

 Механизм воздействия ароматов изучается. Учёные установили, что эфирные масла действуют в организме подобно гормонам, стимулируют секрецию желёз. Некоторые эфирные масла приводят в действие механизмы воспоминаний, приятных или неприятных. Посредством воздействия на  чувства специально подобранных эфирных масел можно помочь человеку внести ясность в мысли, стать уверенным в себе, действовать решительно и достичь многих других положительных качеств. Уже сейчас ароматерапевты получили возможность управлять (!) эмоциями и поведением людей посредством использования специальных ароматов. Сформированы ароматы, которые стимулируют людей к определённой деятельности, успокаивают или тонизируют.

Пользуясь описанием воздействия цвета на организм человека  выбором цвета в тесте Люшера в зависимости от эмоционально-психологического состояния, мы разделили ароматы по цветам, учитывая их психоэмоциональное воздействие.

Вот один из примеров нашего подхода к классификации ароматов:

 

характеристика цвета

характеристика цвета по Люшеру

характеристика воздействия аромата

Синий+ (недостаток синей энергии)

Психологическая потребность в покое или физическая потребность в отдыхе в согласии с традициями, стремление к безмятежным отношениям, свободным от разногласия.

 

Ароматы – адаптогены,

нормализуют работу нервной системы, повышают коммуникабельность, устраняют спады настроения, тяжёлые мысли (мята, лаванда, душица, лиметт и др. синие).

Синий– (избыток синего).

При лечении цветом компенсируется зелёным или оранжево-жёлтым.

 

Потребность в спокойствии и доверии остаётся неудовлетворённой. Отсюда возникает тревога, существующие отношения отвергаются, они скучны и обременительны. Возникает беспокойство, нервное истощение, трудности в обучении детей.

Седативные ароматы. Успокаивают в стрессовых ситуациях, при переутомлении, усталости, плаксивости (ромашка - зел.цв., герань – зел.цв., нероли – зел.цв., сандал – жёлт.цв., чайное дерево – зел.цв.)

 

 

Из таблицы видно, что имеется хорошее соответствие между правилом воздействия цвета для коррекции психического состояния, выбором цвета по Люшеру и воздействием аромата

Подобным образом мы разбили по основным цветам различные ароматы. Пока мы выделили только четыре цвета. Чёрный цвет предполагает отсутствие любого цвета. Подобное психологическое состояние возникает в результате сильных стрессовых ситуаций: горя, утраты, скорби. По описанию состояния мы пришли к выводу, что следует использовать восстанавливающие ароматы. По нашей классификации сюда попали ароматы всех четырёх цветов. Поэтому ароматы предлагались на выбор испытуемого.

Серый цвет возникает при смешении сине-зелёной части спектра с добавлением чёрного. Поэтому в зависимости от выбора серого+ или серого- мы предлагали использовать либо жёлто-красные ароматы (серый-), либо сине-зелёные (серый+).

Аналогично можно рассматривать выбор коричневого цвета, который образуется красно-жёлтой частью спектра с добавлением чёрного(то есть отсутствует сине-зелёная часть спектра).

Выбор аромата производился по методике врача-ароматерапевта Г.Лавреновой /6/ с учётом особенностей организма испытуемых (отсутствие аллергических реакций). Доза использованных ароматов не превышала 2 баллов по органолептической шкале обоняния (6, стр. 37). Для эксперимента были использованы ароматические масла жасмина, герани, апельсина, мяты, бергамота, лаванды, чайного дерева, иланг-иланга, базилика, кедра, петитгрейна. Все масла - натуральные, крымского производства. Капля эфирного масла наносилась на бумажную салфетку и подносилась на такое расстояние, чтобы запах едва касался обоняния. Если запах вызывал отвращение, салфетка тут же выносилась из комнаты и комната проветривалась. За один сеанс мы испытывали по 4 масла.

Результат исследования показал, что группа, выбравшая синий- и зелёный-, предпочла теплые и пряные ароматы (красно-жёлтые по нашей классификации), а группа с выбором – красный, жёлтый - выбрала прохладные, успокаивающие ароматы и сладкий апельсин. Апельсин выбирали почти все, независимо от группы (11 выборов из 14). Группа, выбравшая чёрный+ и серый+ плохо реагировала на запахи, отвергала почти все, или некоторые из детей их почти не различали. С трудом подобрали не больше одного масла для каждого из этой группы.

В целом, мы считаем, что эксперимент подтвердил нашу классификацию ароматов по психологическому воздействию в соответствии с тестом Люшера.

КРАСНЫЙ

Бэй (перечно-сладкий), базилик (свежий, пряный), гвоздика (огненная, пряная), розмарин(пряный, острый), корица(пряная, сладкая, согревающая), имбирь(пряный, терпкий), мускат(энергичный, пульсирующий)

Эти ароматы способствуют восстановлению сил после переутомления, сообщают натуре стоические свойства, устраняют депрессию.(состояния-красный+ и зелёный-)

 

ЖЁЛТЫЙ

Ваниль(тёплый, сладкий), валериана(древесный, бальзамический), жасмин, кипарис, кедр, ладан, мирра, сандал, сосна, цитронель, апельсин, анис.

Ароматы этой группы стабилизируют настроение ,вселяют оптимизм, открывают путь к добру, усиливают обаяние, улучшают взаимопонимание, веселят, согревают (состояния- жёлтый+ и синий-).

 

ЗЕЛЁНЫЙ

Бергамот, герань, иланг-иланг, майоран, мирт, нероли, пачули, роза, ромашка, чайное дерево, шалфей.

Эти ароматы устраняют зависимость от чужого мнения, невростению, бессонницу, усталость, помогают избавиться, от неуверенности в себе комплексов неполноценности, помогают обрести гармонию с самим собой (состояния-зелёный + и красный-).

 

СИНИЙ

Ель, вербена, грейпфрут, душица, ель, лаванда, лиметт, пальмароза, мята.

ароматы этой группы - прохладные, очищающие, успокаивающие, восстанавливающие силы после нервного перевозбуждения, устраняют напряжение и ожидание неприятностей.(состояния – синий + и жёлтый -).

 

     Для проведения сеансов арттерапии В. Элькин предлагает следующие произведения :

                  Мелодии тональностей минорные:

 

                               ЧЁРНЫЙ

ФА                         - Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»; Глинка, «Прощание».

ДО                         - Марчелло, «Концерт для гобоя» (медл.часть);

Брамс, 3 симфония (2 часть).

СОЛЬ                   – Альбинони, «Адажио»; Свиридов, тема к к/ф «Метель».

 

                            КОРИЧНЕВЫЙ.

РЕ                          - Чайковский, «Осенняя песня».

ЛЯ                        - Бетховен, «К Элизе»; Григ, «Песня Сольвейг».

МИ                       - Дворжак, «Мелодия»; Рахманинов, «Вокализ»,

 

                           ФИОЛЕТОВЫЙ.

СИ                       - Бородин, Хор полонянок из оперы «Князь Игорь»;

ФА ДИЕЗ           – Григ, «Сердце поэта».

ДО ДИЕЗ           – Шопен, 7 вальс («Ноктюрн»).

 

                                     СЕРЫЙ

ЛЯ БЕМОЛЬ     – Шуберт, «Баркарола».

МИ БЕМОЛЬ    – Шуман, «Интермеццо».

СИ БЕМОЛЬ     – Скрябин, «Этюд».

 

                      Мелодии тональностей мажорные:

 

                                 СИНИЙ.

СИ                      - Бетховен, Концерт № 5 для фортепиано (2 часть);

ФА ДИЕЗ          – Григ, «Весна».

ДО ДИЕЗ          – Шопен, тема из «Фантазии – экспромт».

 

                                  КРАСНЫЙ.

ЛЯ БЕМОЛЬ    – Шопен, «Этюд», соч.25 № 1.

МИ БЕМОЛЬ   – Паганини, Концерт № 2 (2 часть).

СИ Бемоль        – Шуберт, «Аве, Мария».

 

                                   ЗЕЛЁНЫЙ.

ФА                   - Моцарт, Концерт № 21 (2 часть), «Эльвира Мадиган».

ДО                    - Бах, Прелюдия № 1.

СОЛЬ               - Шуберт, «Экспромт».

 

                                  ЖЁЛТЫЙ.

РЕ                     - Григ,»Свадебный день в Тродльхаузе».

Ля                     - Шопен, «Прелюдия».

МИ                   – Шопен, «Этюд», соч. 10 № 3.

 

Список использованной литературы:

Грани Агни Йоги:

Т. 3- 264, 445, 461, 462;    т.4- 77, 265, 330;    т.5- 5, 81, 96;    т.6- 559

Т. 7-218, 225, 513, 516;    т. 9.-327; т.10-648, 674; т.12-20, 21, 22.

Г.Клар. Тест Люшера: Психологическая характеристика восьми цветов. Харьков Сварог. 1996г.стр. 3-39.

Макс Люшер. Четырехцветный человек или путь к внутреннему равновесию. . Харьков Сварог. 1996г стр 43-141.

Макс Люшер. Сигналы личности. . Харьков Сварог. 1996г  стр 184-304.

Ян Скотт. Цветовой тест Люшера. Харьков Сварог. 1996г  стр 307-319 и 335-426.

Тед Эндрюс. Искусство лечить цветом. М. ЦАИ. 1998г. стр 13-25,86-96.

 Г.В.Лавренова. Лечение ароматами. С-П. Диалог 1999г.,стр5-55, 90-173.

 В.Элькин. Целительная магия музыки. Санкт-Петербург. 2000г. стр.5-210

 Д. Лоулесс. Энциклопедия ароматических масел. М. 2000г. стр29-268.

 Э.Бэббит. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев София. 1996г стр17-208.

Ф.Пекли. Ароматология. М Медицина.2001г.стр8-46,114-118.

 Л.Ванионек. Ароматерапия. М. Интерэксперт. 1995 стр3-42.

 Л.Полуденный. Эфиромасличные и лекарственные растения.М.Колос.1979г.                       

С.Г. Зайцева,  г. Кемерово

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz