Диссертация В. Росова
«Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е
годы)» Опус в стиле
«черного пиара»
Диссертация В. Росова
«Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е
годы)»
(О статье Р.Усова «Тем, кто странствует»)
В Интернет-пространстве продолжается
серьезная полемика вокруг диссертации В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)». Международный Центр Рерихов
(МЦР) при поддержке многих серьезных ученых выступает с критикой этой
диссертации, в которой грубо искажается смысл жизни и деятельности нашего
великого соотечественника и деятеля мировой культуры Н.К.Рериха.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
8.03.2007 г. на сайте «Адамант» был
опубликован материал Романа Усова «Тем, кто странствует» (О последствиях защиты
В.А. Росовым докторской диссертации по Рериху). Опус, скажем прямо, типичный, в
стиле «черного пиара». Как и многие подобные материалы, он содержит голословные
обвинения, очень много эмоций и туманных намеков на нечистоплотность МЦР. И при
этом полон совершенно противоречивых утверждений.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Возьмем, например, фразу:
«… «пресловутого дела Росова»,
возбужденного МЦР…». Перед нами некорректное выражение, как по
отношению к МЦР, так и по отношению к тем органам, которые компетентны
возбуждать какие бы то ни было дела, будь то арбитражное, дисциплинарное,
административное либо уголовное производство. Разумеется, МЦР не возбуждал
никакого «дела Росова». Но лишь настойчиво и последовательно доказывает
несостоятельность диссертации В. Росова и ее вред для науки.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Читаем далее. «…Вопрос
о мотивах действий МЦР в погоне за Росовым, на века запечатленных в архивах
разных средств массовой информации, скорее всего, останется до конца не ясным,
ибо мотивы эти уже давно затерялись в глубинах худшей части человеческой
природы…». Весьма странное
выражение! Одновременно автор говорит о «на
века запечатленных»
мотивах действий
МЦР и о их «затерянности». Перед нами - явно противоположные утверждения.
В юриспруденции это называется «коллизией норм». Как же назвать подобное явление
в данном случае? Видимо, двойственностью мышления автора.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Мотив действий МЦР в отношении диссертации
В. Росова однозначен: стремление не допустить неграмотных интерпретаций
деятельности Н.К.Рериха. Если бы господин Р.Усов, выступающий в защиту
сомнительной в научном плане диссертации В. Росова, подробно изучил биографию
Н.К.Рериха, имел бы представление об устремлениях Николая Константиновича,
изложенных в его статьях, размышлениях, письмах, то сам понял бы невозможность
утверждения факта Рериха-политика, стремящегося создать какое-то отдельное
государство (?!), «вырывая» территории у других стран. Разве подобные
«исторические» выводы В. Росова - это не умаление великого деятеля культуры? К
подобному умалению, к сожалению, присоединились и уважаемые ученые советы
Санкт-Петербурга и Новосибирска, одобрившие диссертацию В. Росова. Именно этой
профанации, которую несет диссертация В. Росова, и противостоит МЦР.
В действиях МЦР Р.Усов видит только
отрицательное. Хотел бы напомнить одну истину: человек видит в другом человеке,
прежде всего то, что живет в нем самом. Так что, все, о чем Р.Усов написал в
отношении МЦР, имея в виду, конечно, вполне определенных людей, он может
поискать в своем внутреннем мире. Возможно, это поможет ему овладеть в некоторой
мере распознаванием, которого ему явно не хватает.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Еще одно «яркое» выражение из статьи
Р.Усова: «…В отличие от своих противников,
использовавших весь арсенал нечестных приемов информационной борьбы, ученый
(теперь уже с мировым именем) ни на шаг не отошел от заветов Живой Этики, не
опустился до обмана, подтасовки фактов, подмены понятий и искажения мыслей своих
преследователей... »
Утверждая это, господин Р.Усов не приводит
никаких ссылок на публикации, в которых есть
«нечестные приемы», «подтасовки фактов, подмены понятий и искажения мыслей»
со стороны МЦР и той «крикливой толпы»,
что «…инспирирована Международным центром
Рерихов, пытавшаяся всяческими способами оклеветать исследователя…».
Но дело в том, что никакой толпы нет! Есть честные, достойные люди, имеющие свою
точку зрения и мужество защищать дорогое имя. При этом их позиция по отношению к
диссертации В. Росова совпадает с критической точкой зрения многих ученых,
действительно с мировым именем.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Из опуса Р.Усова виден настолько
поверхностный подход к проблеме, что невольно закрадывается подозрение: «а имеет
ли он вообще какое-либо отношение к Учению Живой Этики и к Рерихам»? Всеми
силами возводя В. Росова на пьедестал, автор ничего не говорит ни об Учении
Живой Этики, ни о Николае Константиновиче Рерихе. Он не приводит хотя бы
малейшего анализа диссертации В. Росова, а также упоминания о каком-либо
положительном эффекте ее приложения в жизни. Вероятно, не написано об этом по
той простой причине, что писать, собственно, и не о чем.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
По поводу того, что В. Росов, «…ни на
шаг не отошел от заветов Живой Этики…» я готов спорить. Задам всего один
вопрос. Что не может быть допущено человеком, изучающим наследие семьи Рерихов и
знающим основы Учения Живой Этики? Ровно то, что совершил В. Росов. Это умаление
имени Учителя. Достаточный ли это аргумент, для того, чтобы прислушаться и более
глубоко изучить данную тему?
После прочтения опуса господина Р.Усова и
других подобных материалов, можно отметить две тенденции, весьма характерные для
статей в поддержку диссертации В. Росова:
1.
хвалить Росова, причем, даже не его диссертацию, а его самого;
2.
ругать МЦР и всех, кто поддерживает эту организацию.
Из всего вышеизложенного можно сделать один
единственный вывод, который напрашивается сам собой, - статья Р.Усова заказная,
а автор ее - исполнитель, как он сам говорит – «крикун». Огорчает одно: таких
«крикунов», поверхностных, огульно обвиняющих МЦР, в Интернет-пространстве
сейчас стало «пруд пруди». И вреда они приносят немало. Хочется пожелать
господину Р.Усову и подобным ему всегда помнить о Жизни, которая спросит с
каждого по делам его.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
июнь 2007 г.
Лобачевский Александр,
г. Кемерово |
Новые традиции октября
Диссертация В. Росова
«Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е
годы)»
21 октября в Кемеровской областной библиотеке имени
Фёдорова состоялись третьи рериховские чтения, посвящённые двум памятным датам
октября – Дням рождения Николая Константиновича Рериха 9 октября и Святослава
Николаевича 23 октября. Проведены они были совместными силами кемеровского
рериховского
общества
«Майтри», сотрудниками библиотеки и кемеровским отделением Международной лиги
защиты культуры.
В большом зале библиотеки собрались интересующиеся
и изучающие наследие Рерихов жители города Кемерово, а так же гости из
Берёзовского и Топок.
На этот раз собранию были представлены
немногочисленные, но довольно качественные доклады. Искусствоведу Юлии Петровне
Руденко удалось очень и убедительно рассказать о Николае Константиновиче, как
художнике-учёном, раскрыв его при этом также и как художника-исследователя. В
значительной степени это удалось и потому, что накануне Юлия Петровна принимала
участие в конференции «Живая этика и наука», состоявшейся в Международном Центре
Рерихов в Москве 6-10 октября этого года. Анализируя творчество великого
художника, начиная с самых ранних его работ, был сделан вывод о том, что
художник не только проникновенно исследовал историю, но так же интуитивно
чувствовал прошлое. И именно поэтому ему удавалось успешно передавать жизнь
такой, какая она была в то время. Это хорошо проявлялось и в его поэзии, и в
изображённых на картинах, и декорациях деталях быта и одежды древних славян. Его
картины, по отзывам современников, это как будто окна, прорубленное в прошедший
мир кистью художника. Всё это приводит нас к утверждению мысли, впервые
высказанной Людмилой Васильевной Шапошниковой о том, что Николай Рерих владел
синтезом научного и метанаучного знания и произведения, которые он создавал,
можно с уверенностью назвать научно-художественными.
Не может не вызывать
восхищения и тот факт, что художнику удавалось так же предугадать
археологические открытия будущего: так, например, на картине «Заморские гости»
(1901г.) вдалеке можно увидеть крепость, открытую археологом Е.А.Рябининым при
проведении раскопок поблизости от местечка Любши только в 1997 году! Это
оказалась одна из древнейших на территории славянской Европы каменно-землянистая
крепость, датируемая серединой XIII века.
Развивая своё творчество, позже Николай
Константинович и Елена Ивановна Рерихи запишут мысли Учителя, которые получат
название «Живая этика».
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Одна из этих книг, переданных через семью Рерихов,
называется «Мир огненный». Мир огненный, мир духа, высший мир. Как нечто
исконное, неотъемлемое, явленное в мужестве и радости духа, предстаёт этот Мир,
о котором рассказала один из самых опытных членов рериховского общества «Майтри»
Екатерина Яковлевна Воронина.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
Но, помня о высшем мире, нельзя забывать и о мире
плотном. В Живой этике достаточно говорится и о здоровье. Этот вопрос так же
рассматривался. Именно, нужно уметь защититься от болезни в сознании, чтобы не
допустить её в свой организм. Омрачение и отчаяние ослабляют наш организм и
позволяют проникнуть в него вредным микроорганизмам, тем самым способствуя
возникновению болезни. Это уже сейчас можно увидеть с помощью приборов,
измеряющих тонкое излучение человека, называемым аурой. И в профилактике
болезней, даже таких, как рак, и в поддержании здоровья большое значение имеет
устремление человека именно к высшему.
Таким образом, можно сказать, что красной нитью
третьих рериховских чтений проходила связь всего сущего с несказуемо прекрасным:
как в творчестве, так и в здоровье. Ведь как получение истинного знания
невозможно без проникновения в мир высший, мир духа, либо мир Огня, так и
здоровье тела будет немыслимо без здорового духа и сердца, для которых
устремление к прекрасному, а значит, высшему, жизненно необходимо.
Диссертация
В. Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» Диссертация В. Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)»
И, как бы завершая круг, Ю.П.Руденко рассказала о
прошедшей в Москве Конференции, на которой учёные высокого уровня пришли к
пониманию важности положений, изложенных в книгах «Живой этики» к объяснению
различных феноменов жизни, и таким образом была открыта дорога науки к Живой
Этике. А фильм «Вестник» режиссёра Луизы Тележко просмотренный в заключение,
завершил Чтения.
И пусть на этот раз не было многочисленных
докладов, обычных для такого рода мероприятий, и не удалось воплотить ныне
некоторые планы но, тем не менее, эти Чтения всё же были значительным событием в
жизни областного центра Кузбасса и рериховского движения.
Евгения Ореховская
октябрь
2007 г. |