Председателю Полтавского городского
общества Рерихов "Радела"
Лобачу В.
Господин Лобач!
Сотрудники
Прокопьевского городского рериховского общества ознакомились с Вашим обращением,
размещённом в Интернете, в котором Вы выступаете с предложением о проведении
международной конференции.
В этой связи у нас возник ряд вопросов.
1.Вы предлагаете назвать конференцию "Рериховское движение и
Наследие. Проблемы и пути совершенствования общественных отношений в XXI веке".
Из второй части сформулированного Вами названия следует, что организуемая
Полтавским городским обществом Рерихов конференция призвана решать проблемы
общественных отношений всего мира в течение XXI века. В таком случае хочется
спросить: компетентна ли затрагивать подобный вопрос рериховская конференция,
имеющая хотя бы и международное значение?
2.Какова цель конференции? Касаясь этого вопроса Вы пишете:
"Предстоящая конференция может поставить перед собой осуществление следующей
цели:
1.Интерактивная связь рериховских обществ, способствующая
эволюционному плану Сотрудничества.
2.Направления деятельности и сотрудничества рериховских
организаций.
3.Основные принципы сотрудничества по пути Света и Эволюции".
Извините, но из вышеприведённого набора слов совершенно
невозможно понять, в чём же всё-таки заключается цель готовящейся конференции.
Вместе с тем, мы весьма признательны Вам, г-н Лобач, за
размещённую в Приложении № 3 Декларацию участников Международного рериховского
движения, которая помогла найти ответы на многие Ваши вопросы, хотя бы и
безграмотно Вами составленные.
Во-первых, "Кто имеет право называться "Рериховской
организацией?" (если можно вообще так выразиться, выделено нами - ПГРО).
В Декларации участников Международного рериховского движения
говорится:
"К Международному Рериховскому движению не имеют отношения:
· организации и лица, для которых исполнение воли
Рерихов не является основополагающим и приоритетным принципом их деятельности;
· организации и их лидеры, не признающие линию
иерархической преемственности, проведённую самими Рерихами;
· организации и лица, не проявляющие чёткой позиции,
активности и дееспособности в деле защиты имени и наследия Рерихов и
Международного Центра-Музея им. Н.К. Рериха".
Что же может быть яснее?
Имя Рерихов могут носить только те организации, которые
исполняют их волю и завещание, которые признают проведённую Рерихами линию
иерархической преемственности, защищают наследие Рерихов и созданный по
инициативе С.Н. Рериха Центр-Музей в Москве.
Во-вторых, мы внимательно прочитали Декларацию участников
Международного рериховского движения, но ничего не нашли в ней о "притязаниях
Совета рериховских обществ при МЦР на их право иерархичности в Рериховском
движении".
О роли Международного Совета в Декларации говорится
следующее:
"…Международный Совет рериховских организаций - независимое
культурное объединение творческих сил рериховского движения, исторически
сложившееся как координирующий орган Международного рериховского движения".
В этой связи, хочется спросить Вас, г-н Лобач: «Какое
отношение имеет деятельность координирующего органа к закону Иерархии?»
Далее, в приложении № 1 "Перечень проблем рериховского
движения" в числе прочих проблем Вы называете "Притязания МЦР, в лице его
руководства, к издательским организациям о необходимости получения разрешения на
любые публикации на рериховскую тематику…"
По этому поводу позвольте Вам напомнить, что в 1992 году
С.Н. Рерих составил юридический документ «Доверенность. Специальное право
поверенного», в котором сообщается: "Я, доктор Святослав Рерих, назначаю Совет
Международного Центра Рерихов в Москве в Российской Федерации быть моим
действительным и законным поверенным в осуществлении авторского права на
издания, переиздания, комментирование и использование любыми другими способами
наследия семьи Рерихов, включая символы рериховского культурного движения,
письма и другие архивные материалы. Все доходы от издания, переиздания и другого
общественного использования культурного, художественного, философского и
научного наследия семьи Рерихов, реализуемых Международным Центром Рерихов,
должны идти в пользу Международного Центра Рерихов. Организации и граждане,
которые хотят издавать, переиздавать или любыми другими способами использовать
наследство семьи Рерихов, должны делать это только с разрешения Совета
Международного Центра Рерихов и отчислять часть своего дохода в пользу
Международного Центра Рерихов".
Таким образом, то, что Вы называете "притязаниями"
Международного Центра Рерихов есть осуществление им авторских прав на наследие
Рерихов, полученных от С.Н. Рериха в полном соответствии с Российским
законодательством.
Как следует из Доверенности, С.Н. Рерих передал
Международному Центру Рерихов и авторские права на пользование символикой
рериховского движения, включая знак "Знамени Мира". Реализуя эти права, МЦР
зарегистрировал в Роспатенте знак "Знамени Мира" согласно законам РФ (В
частности, согласно закону об общественных организациях, ст. 24).
К проблемам рериховского движения Вы также относите
"Несогласие части рериховских обществ с тем, что статус музея им. Н.К. Рериха в
Москве при МЦР должен быть не государственным, а общественным". В
действительности же, несогласие с волей С.Н. Рериха, завещавшего создать
общественный, а не государственный Центр-Музей им. Н.К. Рериха, является большой
проблемой для тех, кто причисляет себя к рериховскому движению.
В своём обращении, г-н Лобач, Вы предлагаете принять на
конференции так называемый "Этический Кодекс Рериховского Движения".
Ознакомившись с этим проектом, сотрудники Прокопьевского
городского рериховского общества выражают решительный протест против
двусмысленного по своему содержанию "Кодекса", с помощью которого «известные»
лица стремятся подменить идеи Живой Этики, изъять из рериховского движения
понятие воли его Основателей, исказить закон Иерархии. Мы считаем, что авторы
пресловутого «этического кодекса», пренебрегающие волей и завещанием Рерихов,
не имеют к рериховскому движению ни малейшего отношения, а потому они не могут
делать какие-либо заявления от имени рериховского движения.
Прокопьевское
городское рериховское общество
октябрь 2004 г.
|