Открытое письмо
епископу Амвросию
в ответ на
выступление РПЦ в печати и на мероприятиях посвящённых выставке
"Русь Святая - храни веру Православную".
Епископу Прокопьевскому
Амвросию (Ермакову)
Уважаемый епископ Прокопьевский
Амвросий!
К Вам обращаются представители
Прокопьевского рериховского общества. Поводом нашего письма послужила газета
«Встреча», издаваемая под Вашей редакцией. В ноябрьском номере этой газеты
была напечатана статья «Секты как проблема патриотического воспитания»(Автор
– протоирей Александр Новопашин).
В недопустимой, клеветнической
форме в статье упоминаются имена выдающихся деятелей русской и мировой
культуры – Рерихов, а созданное ими философское учение Живой Этики
причисляется к религиозным сектам.
В этой связи считаем необходимым
напомнить, Вам о следующих фактах.
В 2000 году была проведена
юридическая экспертиза, а в 2001 году – научная экспертиза деятельности
общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР). В заключении
по результатам юридической экспертизы основ деятельности МЦР, в частности,
говорилось: «Исследование и анализ всей совокупности представленных
законодательных актов Российской Федерации… позволяет сделать однозначный
вывод о том, что причисление данного юридического лица к псевдохристианской
секте, либо к новому религиозному движению является надуманным и
необоснованным, нарушающим положения статей 17, 18, 19, 23, 28, 30
Конституции РФ, статьи 3 п. 1, 2, 3, 6, статьи 4 п.1 Федерального закона «О
свободе совести и религиозных объединениях…», статей 3, 4, 15, 16 п. 3, 27
Федерального закона «Об общественных объединениях»…, статей 8, 11, 16, 61
Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также
целого ряда Международных правовых актов».
«По существу подвергнуто
неправомерной и не основанной на Законе оценке учение Живой Этики, которое
является нерелигиозным учением, поскольку в нём отсутствуют указанные в
статье 6 Федерального закона… «О свободе совести и религиозных объединениях…
признаки:
-вероисповедание;
-совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Поэтому данное учение не может
быть приравнено Русской Православной Церковью «к псевдохристианским сектам»
и «новым религиозным движениям».
Научная экспертиза культурно –
просветительской деятельности Международного Центра Рерихов заключила:
«На основании изученных
документов и материалов нами сделан вывод о том, что Международный Центр
Рерихов по сути своей является культурно – просветительским и поэтому не
представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты ни по одному из
признаков, по которым определяет секту современная научная литература».
Сотрудничающие с Международным
Центром Рерихов рериховские общества также не являются авторитарными
иерархическими организациями, практикующими вербовку, контроль над сознанием
людей и контроль над всеми без исключения сторонами жизни людей.
Рериховские организации
создаются добровольно. Можно свободно как вступить, так и выйти из
рериховского общества. Цели и задачи рериховских организаций изложены в их
уставах и признаются государством.
Деятельность рериховских
организаций по своей сути является культурно – просветительской. Они
проводят выставки, организуют культурные программы, в том числе
международные.
Информация о деятельности
рериховских обществ широко доступна. В частности, с работой рериховских
организаций Кузбасса можно ознакомиться в Интернете на сайте:
http://kuzbassro.narod.ru/.
Этические принципы и нормы
морали, на которые ориентируются участники рериховского движения, основаны
на учении Живой Этики, утверждающей общечеловеческие культурные ценности.
Живая Этика, как философская
система, вводится сегодня крупнейшими учёными в научный оборот. Учёные также
отмечают созвучие Живой Этики с трудами философов Серебряного века и учёных
– космистов, таких как В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А.
Ильин, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др.
Таким образом, научно –
осмысленная философская система Живой Этики не является религиозным учением.
Как не являются религиозными или тоталитарными сектами рериховские
организации, деятельность которых проходит в полном соответствии с
Российским и международным законодательством.
Возникает вопрос: имеет ли
Россия, как светское государство, право на светскую духовность, включающую в
себя, в частности, свободу духовных исканий и творческих проявлений,
изучение любых направлений философии и распространение идей в области
культуры? Если такие действия не нарушают государственных законов и
общественных норм морали, то, несомненно, в России имеют право на
существование и должны быть светские формы духовности. Так же, как имеет
право на существование в культурном пространстве России рериховское
движение, взявшее в основу своей деятельности концепцию Культуры великого
русского художника и мыслителя Н.К. Рериха.
Поскольку Церковь согласно
Конституции РФ отделена от государства, она не должна вмешиваться в
деятельность общественных организаций, работающих на законных основаниях.
Поэтому рериховские общества вправе потребовать от РПЦ невмешательства в
свои дела, а от государства – защиты своих конституционных прав.
С уважением,
Председатель Прокопьевского
Городского Рериховского общества
В.А. Владимиров
декабрь
2005 г.
|