Наследию
Рерихов грозит уничтожение
(The Roerichs'
heritage under threat of plunder)
Опубликовано в "The Times of Central Asia",
8.04.2004 г.
Перевод, оригинал статьи на англ. языке см. ниже
Горожанин редко глядит в небо и сам строит себе тюрьму, заключая
себя в каменно-бетонных клетках. Еще реже ходит на выставки живописных полотен.
Но если бы киргизстанцу сегодня удалось, как это было много лет назад, увидеть
картины Николая и Святослава Рерихов, он сразу бы приобщился к необыкновенному
миру гор, притягательных по красоте и космической мощи людских лиц.
Удивительный дар художников никого не оставляет равнодушным.
Разве что некоторых околокультурных деятелей, затеявших неприличную возню с
наследием семьи Рерихов. Судьба художественных ценностей волнует и членов
Тянь-Шаньского общества Рерихов в Киргизстане, которые немало сделали для
знакомства киргизстанцев с работами художников.
Архив семьи и 288 картин, привезенных из Индии, Святослав Рерих в
1990 году завещал Советскому фонду Рерихов в Москве, который вскоре был
преобразован в Международный центр Рерихов. Однако полотна художников, невзирая
на завещание Святослава Николаевича, Минкультуры России включает в реестр
государственного музейного фонда. Иными словами, практически национализирует
наследие семьи, а созданный Святославом Николаевичем общественный музей
уничтожает.
Чисто по-сталински: нет человека, нет проблемы. Вместо того,
чтобы "из древних камней сложить ступени в будущее" и радовать почитателей
творчества художника, незаконные владельцы ценностей что-то уже пустили, как
говорят, налево: в коллекции не хватает почти пять десятков полотен. Добавим к
этому, что с чьей-то подачи российские СМИ не раз запускали публикации в стиле
1937 года, порочащие имя Николая Рериха.
Слава Богу, что борзописцам не удалось "зачислить" всемирно
известного художника, философа, гуманиста в число шпиона из ведомства КГБ. Но
если эта затея шита белыми нитками, то с национализацией наследия, которое
уголовный мир назвал бы настоящим фуфлом, дело тянется уже 14 лет. Тут действуют
по принципу - кто смел, тот и съел. Наложили лапу на чужое и все тут. Пусть даже
владелец художественных полотен, личных вещей, библиотека и реликвии Святослав
передавал не в государственный, а общественный музей своего отца. Для этого уже
приготовлено помещение, Центр много лет издает работы Рерихов, организует
международные конференции, выпускает журнал "Культура и время" и как
неправительственная организация рериховский центр стал членом ООН. Но ему не
только не возвращают юридически принадлежащее имущество, но и всеми силами
пытаются национализировать музей Рерихов. Это еще раз доказывает, что людям с
госчиновниками связываться опасно: именем государства они что хотят, то и
воротят. Не иначе, как надеются, что радетели наследия проглотят свой плач и
откажутся от задуманного.
В Индии, где с любовью относятся к памяти Святослава Рериха,
пресса заполнена сообщениями о проходящих торжествах столетнего юбилея
Святослава Николаевича, проходят выставки, сберегают именье Рерихов в
Гималайской долине. Вот-вот откроют музей его имени, выпустят почтовые марки.
Торжества будут проходить весь год и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи
избран почетным попечителем Международного мемориального треста Рерихов в
Гималайской долине. Российские чиновники этим не озабочены. Для них самое важное
- во что бы то ни стало отстоять неправедно захваченное. И это не только
беспокоит, но и вызывает возмущение общественности Киргизии и Тянь-Шаньского
общества Рерихов в частности.
Ольга Севастьянова
The Roerichs'
heritage under threat of plunder
BISHKEK (TCA). The city-dweller is a rare visitor to art
exhibitions. But if Kyrgyzstanis, like many years ago, were lucky enough to see
paintings by Nicolas and Svyatoslav Roerichs, they would be captivated by their
world of mountains and human faces, full of beauty and cosmic energy.
The artists' wonderful gift leaves nobody unmoved. Nobody, that
is, except for some allegedly cultural workers, who became engaged in an
indecent swindle of the Roerichs' heritage. Members of the Roerichs Tien-Shan
Society in Kyrgyzstan are worried about the destiny of these valuable works of
art, as this society did much to familiarize the citizens of our republic with
the artists' paintings.
Svyatoslav Roerich brought from India his family's archives,
consisting of 288 pictures, and bequeathed them to the Roerichs Soviet Fund in
Moscow in 1990. Soon after, this fund was transformed into the Roerichs
International Center. But in spite of Svyatoslav's testament, the Russian
Ministry of Culture includes the artists' paintings in the register of the State
Museum Fund. Practically, this means that the family's heritage has been
nationalized, and the museum established by Svyatoslav will no longer exist.
This resembles Stalin's slogan: no man - no problem. Instead of
bringing joy to the artists' admirers, the current illegal owners of the works
of art are rumored to have sold some off. At present nearly fifty paintings are
missing from the collection. It should be added that following somebody's
suggestions or instructions, the Russian mass media has more than once published
articles similar to those published in infamous 1937 blackening Nicolas Roerich.
Thank God the slandering reporters failed to claim the world famous artist,
philosopher and humanist had been on the staff of the KGB as a spy.
Fortunately, this idea went down like a lead balloon, but the
process of the heritage nationalization has already continued for 14 years. It
seems that the principle "Be quick and grab what you can" applies here. The fact
that Svyatoslav, the owner of the paintings, personal things, a library, and
relics, gave all these treasures to his father's museum, not to the state one,
has been ignored. The Roerichs Center, which has been publishing the Roerichs'
works for many years, holds international conferences, issues the journal 'Culture
and Time', has allotted necessary rooms for the gift, and as a NGO became a
member of the UN. Alas, it cannot have its legal property back. Moreover, strong
efforts are being made to nationalize the Roerichs museum. This proves once more
how dangerous it is to deal with state officials - in the name of the state they
do what they want. Most probably they hope that the workers of the fund will get
tired of the struggle and abandon their claim.
In India, where the memory of Svyatoslav Roerich is treated with
love, the press is full of information about festivities for his hundredth
jubilee, exhibitions are staged, and the Roerichs' heritage in Himalaya Valley
is taken care of. A museum is just about to open, and commemorative postage
stamps will be issued. The celebrations will continue throughout the year, and
Indian Prime Minister Atal Bihari Vajpayee has been elected an honorable curator
of the Roerichs International Memorial Trust in Himalaya Valley. As for the
Russian officials, they do not care about anything of this kind. To defend what
they have unjustly captured is their most important and "sacred" goal. All this
not only bothers the Roerichs Tien-Shan Society, but also fills it with
indignation.
By Olga Sevastyanova,
TCA contributor
Опубликовано в "The Times of Central Asia",
8.04.2004 г. |