Письмо
культурной общественности
главному
редактору газеты «Культура»
по поводу статьи
Б. Фаликова «Оккультные корни фэнтези»
(газета «Культура»
№ 29 (7488) от 28 июля – 3 августа)
Главному редактору
газеты «Культура»
Белявскому Ю.И.
Уважаемый Юрий Исаакович!
В газете «Культура» № 29 (7488) от 28 июля - 3
августа была опубликована статья Б.Фаликова «Оккультные корни фэнтези».
Нас очень удивило и огорчило, что такой
материал появился в Вашей газете, поскольку статья носит откровенно
клеветнический и глубоко антикультурный характер. Так, научные философские
труды Е.П.Блаватской, созданные в сотрудничестве с Учителями Востока (Махатмами),
не просто ставятся в статье на один уровень с примитивными изданиями типа
«Звездных войн» и «Бэтменов», но и объявляются источником всего этого трэша.
Более того, автор статьи, хитроумно переплетая фантастику и реальность,
создает сложную ассоциативную цепочку: Е.П.Блаватская, Махатмы, пришельцы,
террористы-смертники. Таким образом, в сознание читателей внедряется
совершенно безумная идея: причиной появления фэнтези и современного
терроризма являются… Е.П.Блаватская и Махатмы!
Давайте обратимся к фактам.
В современной мировой культуре личность
Е.П.Блаватской и ее идеи занимают значительное место. Ее главный труд
«Тайная Доктрина» полон научных предвидений, которые подтверждены
открытиями физиков У.Крукса, Дж.Томсона, М. и П. Кюри, М.Планка,
А.Эйнштейна. У последнего «Тайная Доктрина» всю жизнь была настольной
книгой. Е.П.Блаватская основала теософское общество, членами которого
состояли изобретатель Т.Эдисон, астроном и писатель К.Фламмарион, поэт
У.Йейтс, философ У.Джеймс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса,
Д.Лондона, Т.Элиота, Ф.Баума, В.Кандинского, Г.Малера, Я.Сибелиуса. Книги
Е.П.Блаватской серьезно изучали Вл.С.Соловьев, Л.Толстой, А.Белый, В.Иванов,
К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, Н.К. и Е.И. Рерихи. Влияние «Тайной
Доктрины» на творчество А.Скрябина было определяющим. Признавая заслуги
Е.П.Блаватской и ее вклад в мировую науку и культуру, международная
культурная организация ЮНЕСКО объявила 1991 год Всемирным годом Блаватской.
Теперь о видениях Е.П.Блаватской, о которых
Б.Фаликов очень много «размышляет» в своей статье. На сегодняшний день
существует два направления познания: научное, или эмпирическое, и
метанаучное, или сверхнаучное. Метанаучный способ познания помимо
эксперимента использует информацию, идущую через духовный мир человека из
пространства материи иных состояний и измерений. Такая информация приходит
через сны, видения, образы из Космоса. Метанаучный способ познания был
присущ Д.И.Менделееву, В.И.Вернадскому, Я.Беме, Вл.Соловьеву, Е.И.Рерих.
Менделееву во сне предстала в законченном виде периодическая система
элементов. Владимир Соловьев всю жизнь имел Наставницу из Высшего мира,
благодаря которой и была создана им философия Всеединства и
Богочеловечества. О своем опыте общения с инобытием Соловьев рассказал в
поэме «Три свидания». «Сверхнаучные предположения всякой науки» были для
него истиной, не требующей доказательств. В.И.Вернадскому во время болезни
открылись как видения все его дальнейшие достижения и научная деятельность.
Об этом говорит его дневник за 1920 год и рассказывает Г.П.Аксенов в новой
книге о великом ученом (серия «ЖЗЛ»). Е.П.Блаватская также пользовалась
метанаучным способом познания.
Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К. Рерихи
сотрудничали с Махатмами или Великими Учителями. О Махатмах, стоящих на
более высоких ступенях космической эволюции, Восток знает с незапамятных
времен. Через Е.П.Блаватскую метанаучная информация пришла в виде
фундаментального труда «Тайная Доктрина», рассказывающего о происхождении и
развитии Солнечной системы и человека; через Е.И.Рерих – в форме
гуманистической философской системы Живой Этики. Е.И.Рерих также перевела на
русский язык «Тайную Доктрину».
Современная философская мысль Запада, тысячи
ученых России, Европы и Америки признают метанаучный способ познания,
активно используют в своих научных изысканиях философские идеи «Тайной
Доктрины» и Живой Этики. В 2003 г. в Москве состоялась Международная
научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление 21 века». В
работе секций и пленарного заседания приняли участие ученые из России, стран
СНГ и Балтии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Болгарии - свыше
900 человек, в их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39
кандидатов наук. В резолюции конференции, принятой единогласно, было
заявлено: «С распространением и осмыслением идей космистов началась
переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного
миропонимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление.
Ключевое место в этом процессе занимает Живая Этика – философия космической
реальности, которая была создана группой мыслителей и философов Востока в
сотрудничестве с Е.И. Рерих и Н.К. Рерихом. В ней содержатся основы новой
теории познания и его методология» («Космическое мировоззрение – новое
мышление 21 века». Материалы Международной научно-общественной конференции.
М., 2004. В 3-х т. С.338-339).
Таким образом, ученый мир Земли уже давно
работает в русле идей, пришедших от Махатм, мыслителей и философов Востока.
А в России, на родине Е.П.Блаватской, предпринимается попытка
принизить ее личность, низвести ее труды на уровень низкопробных дешевых
изданий. Поистине, нет пророка в своем Отечестве!
Б.Фаликов завершает свою статью вольным
пересказом слов О.Э.Мандельштама из его работы «Девятнадцатый век» о
новейшей теософии, «которая не что иное, как буржуазная религия прогресса,
религия аптекаря, господина Гомэ, изготовляющаяся к дальнейшему плаванию и
снабженная метафизическими снастями». Позвольте не согласится с этим
утверждением Мандельштама. Психология обывателя и буржуа самостна и
эгоистична, направлена на самого себя. Цели же и задачи теософии иные. А
именно: «1) Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия
расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи; 2) Изучение древних и
современных религий, философий и наук и объяснение необходимости такого
изучения; 3) Исследование необъясненных законов природы и психических сил,
скрытых в человеке» (С.Крэнстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество
основательницы современного теософского движения. «ЛИГАТМА», Рига-Москва.
1996. С.182). Так что утверждение автора статьи насчет «обывательской
сущности теософии», выступающей, как мы видим, за всеобщее братство
человечества, научное познание и исследование мира, не имеет под собой
никаких оснований.
Удивительно, что газета «Культура», которая в
2003 г. осуществляла информационную поддержку Международной научной
конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века»,
предоставила свои страницы для публикации скандальной статьи Б.Фаликова.
Ведь именно в газете «Культура» в декабре 2004 года к 100-летию со дня
рождения Святослава Николаевича Рериха была опубликована статья академика
Л.В.Шапошниковой «Философ реального Космоса», в которой не раз говорится о
Махатмах или Великих Учителях:
«В сотрудничестве с великими Учителями
Индии Рерихами была создана философия реального Космоса – Живая Этика, –
которая является началом нового, космического мышления. Важнейшую роль в
этой работе сыграла выдающийся философ Елена Ивановна Рерих».
Л.В.Шапошникова вспоминает:
«Благодаря родителям, - говорил Святослав
Николаевич, - я понял великие ценности жизни и имел контакты с Личностями,
которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения».
Святослав Николаевич до самого последнего своего часа сохранял связь с
Великим Учителем. Когда все члены семьи Рерихов ушли из жизни, и он
остался один, эта связь многое облегчала в его нелегкой жизни. Рассказывая
мне об Учителях – а это случалось нередко, – он называл их «более
совершенными людьми, найти которых может только тот, кто готов для этого и
кого они сами хотят встретить».
В заключение отметим, что умаление
Учителей человечества является явным признаком невежества, особенно сегодня,
когда все больше людей начинают осознавать их важнейшую роль в эволюции
человечества.
Уважаемый господин редактор!
Мы убедительно просим Вас принять меры для
восстановления справедливости и дать ответ читателям по поводу
клеветнической информации, опубликованной в статье Б.Фаликова.
Предлагаем для
публикации достоверный материал о Е.П. Блаватской.
Руководитель Группы
Защиты имени и наследия
Рерихов Артемовского
Рериховского общества
(Украина, Донецкая область)
А.Д.Тюриков, E-mail: aro_net@mail.ru
Председатель Донецкого
духовно-культурного
центра «Орифламма», Украина
Л.Д. Палей, E-mail: ayup@levch.fti.ac.donetsk.ua
Редактор межрегионального
культурно-просветительского
издания «Орион», член
Международной Ассоциации
писателей и публицистов
И.М. Себелева, E-mail: yro@yandex.ru
Сотрудник Башкирского
Отделения Международной
Лиги Защиты Культуры,
г.Уфа
Г.Г. Резапова, E-mail: august2@rambler.ru
Президент Международного
культурного фонда «Soleil»,
член Международного союза журналистов,
член Международной Ассоциации
писателей и публицистов, Латвия,
г.Рига
О.Л. Старовойтова, E-mail: soleil49@yandex.ru
Председатель Ярославского
Рериховского общества,
главный специалист комитета
по охране окружающей среды
Администрации Ярославской области
C.В. Скородумов, E-mail: orinon@yandex.ru
Председатель Тверской областной
Рериховской общественной
Организации
А.Г. Лысиков, E-mail: toroo@mail.ru
Председатель Ивановского общества
Рерихов «Свет», доцент ИСХА
Я.Н. Глухов, E-mail: ra2004@yandex.ru
Председатель Совета
Тамбовской общественной
организации «Единение»
Е.Б. Воронцов, E-mail: vetam55@mail.ru
Председатель Тульского
Городского Рериховского
общества
Н.Ф. Аверин, E-mail: orient@tula.net
9.09.2005 г.
|