Из протокола собрания
Рериховского Общества г. Топки,
посвященного обсуждению телевизионной
передачи «Гении и злодеи - Святослав Рерих».
5
ноября 2004 г. в 0 час. 40 мин по первому каналу ОРТ была показана передача
«Гении и злодеи. Святослав Рерих». У нас, изучающих творческое наследие семьи
Рерихов, данная передача вызвала, мягко говоря, удивление. Автор передачи,
пользуясь псевдоисследовательскими приёмами, творит свою «историю» этой
семьи подменяя и искажая факты по своему усмотрению. Передача изобилует
надуманностью, события протекают как бы близ истины, обрастают искажениями,
возведенными автором в ранг «истины». В конце концов, перед нами предстаёт не
талантливый человек, всемирно известный художник, общественный деятель, философ,
ученый Святослав Рерих, а посредственная личность подверженная такими
привычными для нас обывательскими чертами характера.
Основные искажения
1. Автор передачи утверждает, что Рерихи в Центрально-Азиатской
экспедиции искали некую единую религию и впоследствии Н.К. Рерих и Е.И. Рерих,
отказавшись от православия, принимают эту единую религию, а старший сын Ю.Н.
Рерих отказавшись от православия, принимает буддизм.
Из целого ряда книг изданных еще при жизни Н.Н. Рериха, Е.Н.
Рериха и Ю.Н. Рериха, а также из архивного материала изданного Международным
Центром Рерихов, известно, что Центрально-Азиатская экспедиция 1923-1928 г.г.
руководимая Н.К. Рерихом внесла значительный вклад в географические
исследования, она является продолжением дела начатого русскими
путешественниками, такими как Н.М. Пржевальский и др. В данной экспедиции были
проведены широкие научные исследования, касающиеся вопросов миграции древних
народов; взаимодействия древних и последующих религий. В частности, изучалось
взаимодействие добуддийских религий и буддизма; изучались археологические
памятники; велся сбор письменных источников и т.д. Академиком РАЕН Л.В.
Шапошниковой отмечено, что при анализе результатов экспедиции всегда следует
учитывать: при изучении собранных материалов Рерихи затрагивали целый комплекс
исторических и культурных проблем различных народов и весь материал был ими
рассмотрен с широкой философской точки зрения в сочетании прошлого и будущего,
где будущее определяло пути культурных процессов. В итоге, проблемы, затронутые
Н.К. Рерихом во время экспедиции, оказались не только научными, но и
практическими, направленными в будущее.
Данное замечание очень актуально для всех изучающих творческое
наследие Рерихов, но чтобы это понять, нужно быть ответственным и, главное,
честным исследователем и способным охватить все эти вопросы.
Ни в одном документе (в том числе и в экспедиционных записях)
нет ни единой информации о поисках Рерихами некой единой религии и тем более
Следует также отметить, что старший сын Рерихов Юрий
Николаевич является всемирно известным ученым – востоковедом. Он написал немало
трудов, посвященных буддизму, но это отнюдь не является о принятии ими этой
мифической религии, доказательством его отхода от православия.
Согласно опубликованному огромному количеству материалов (в том
числе и архивных), а также по свидетельству всех близких к Рерихам людей,
известно, что семья Рерихов всегда оставалась истинно русской семьей,
сохранившей и соблюдающей все русские, в том числе, и православные обычаи.
Возросшие в глубине русской духовной культуры они в течение всей
своей жизни сумели постичь западную Культуру и всю глубину духа Востока и их
невозможно уложить в «Прокрустово ложе» узкого сознания и все попытки оторвать
Рерихов от православия и от России обречены на неудачу, т.к. являются
откровенным домыслом.
Дополнительно следует выразить удивление вновь появлению в тексте
передачи ложного высказывания о присутствии в экспедиции Рерихов мифического
сотрудника КГБ, хотя уже вроде бы всем известна официальная информация, что
«привязывая» к Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха сотрудника КГБ,
авторы путают и время, и саму экспедицию.
2. В течение всей передачи мы наблюдаем попытку отделить младшего
сына Рерихов Святослава Николаевича от всей семьи (и даже противопоставить).
Утверждается, что он не разделял духовных поисков матери, не понимал Учение
«Живой Этики».
Опубликованный огромный материал прошлого и нынешнего столетия о
Рерихах доказывает обратное – вся семья Рерихов (отец – НК. Рерих, мать- Е.И.
Рерих, старший сын- Ю.Н. Рерих и младший сын- С.Н. Рерих) всю свою жизнь
посвятили решению единой эволюционной задачи: показать человечеству путь
духовного преображения и они выполнили эту задачу прекрасно опираясь на
гигантский философский труд Е.И. Рерих под названием «Живая Этика» или
«Агни-Йога».
Младший сын Святослав Рерих является продолжателем дела своих
родителей и старшего брата. Общеизвестно, что он приложил титанические
усилия для признания подвижнической деятельности семьи Рерихов на Родине; для
укрепления культурных связей между Индией и Россией. Выполняя завещание
родителей С.Н, Рерих безвозмездно передал в Россию их уникальное наследие. С
участием С.Н. Рериха и по его инициативе в Москве был организован Международный
Центр Рерихов (вначале именуемый Советским фондом Рерихов) и на базе наследия
был создан первый в России общественный Музей имени Н.К. Рериха, который в
настоящее время ведет свою деятельность, ориентируясь на рекомендации и
напутствия данные и опубликованные последним представителем великой семьи – С.Н.
Рерихом.
Все это весьма и весьма краткий перечень деятельности С.Н.
Рериха.
Но также общеизвестно, что С.Н. Рерих был последователем
энергетического мировоззрения, изложенного Е.И. Рерих в философском труде «Живая
Этика». Свидетельства об этом многочисленны, они находятся в многочисленных
воспоминаниях ученых, деятелей культуры и представителей рериховского движения,
лично встречавшихся с С.Н Рерихом. Глубокое понимание этого учения позволили
Святославу Николаевичу еще в молодые годы, а особенно впоследствии в зрелые
годы, быть чуть ли не единственно истинным толкователем его основных глубинных
положений, что невозможно без внутреннего духовного проникновения в суть «Живой
Этики».
В заключение следует отметить, что жизнь всех членов семьи
Рерихов это величайший подвиг и нам современникам потребуется еще много
времени, чтобы постигнуть значение их труда.
Достойно сожаления, что близорукость, а точнее узость сознания
автора передачи не позволили ему охватить всё величие и всю значимость этой
великой семьи, если только это не специально выполненный заказ известных кругов.
К сожалению, подобные так называемые «исследования» явление для нынешнего
времени не новое. И очень жаль, что они вновь показываются на уважаемом нами
первом канале ОРТ, что не повышает его авторитета, т.к. наносится вред Культуре
России, умаляя роль и значимость ее великих деятелей.
(Со всем материалом о семье Рерихов можно ознакомиться в
Международном Центре Рерихов по адресу г. Москва, Малый Знаменский переулок, дом
3\5.)
Председатель собрания
Рериховского общества г.
Топки А.А. Гаврин
Секретарь собрания
Н.И. Балашова
Председатель Рериховского
общества г.
Топки
Л.В. Крюковская
|