Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Живая Этика. Живая Этика. Координационный совет Рериховских организаций Кузбасса

Кемерово

Новокузнецк

Прокопьевск

Топки

Березовский

Анжеро-Судженск

Юрга

 

                       На главную       Новости      Защита имени и наследия Великих имен        Каталог газеты "Свет Утренней Звезды"     

Новый сайт Совета       Экспедиции и путешествия      Мнения и публикации наших друзей      Индия в России и Россия в Индии   

Юргинский общественный культурно-просветительский Центр «Мир через Культуру»

Гора КараташПриглашение на АлтайАлтай.  Путевые заметки об экспедиции 2009 года.

В последние годы Горный Алтай стал неотъемлемой частью нашего существования. Ежегодно появляется желание идти в новый маршрут, исследовать и открывать для себя новые места, знакомиться с интересными людьми. И этот год не стал для нас исключением.

Зимой по материалам интернет-сайтов был составлен маршрут, включающий в себя знакомство с новой дорогой от Таштагола до Турочака и Артыбаша, знакомство с Телецким озером в районе устья реки Чулышман. Затем переезд в Курайскую степь и поход в район горного комплекса Ак-Туру, после чего планировалось проехать через Улаганский район и перевал Куту-Ярык к устью реки Чульча, посмотреть на каменные грибы и сходить на самый большой водопад Учар. Забегая вперед, скажу, что до перевала Кату-Ярык мы не доехали 7 км. и вынужденно повернули назад. Как оказалось на практике, не на наших машинах с одним приводом и двигателем 1,2 там форсировать неровности горных дорог, так что эта часть маршрута у нас еще впереди в планах на будущие походы.

Ранее некоторым участникам экспедиции посчастливилось побывать на северной части Телецкого озера и проехать по Чуйском тракту до села Курай, остальная часть маршрута для всех участников была новой. Общая протяженность маршрута от Юрги и обратно более трех с половиной тысяч километров. Продолжительность путешествия рассчитывалась на 14 дней.  Выехали из Юрги утром 5 июля в 7 часов и вечером ужинали на берегу Телецкого озера.

Упуская подробности всех дней пребывания на маршруте (частично это восполнят размещенные здесь фотографии), кратко остановлюсь на отдельных моментах этой поездки, наиболее значимых в этот раз.

Первое, я считаю, нам очень здорово повезло с погодой. Весь июнь в Сибири был дождливым, Горный Алтай не исключение,  и только в начале июля стало по настоящему тепло и солнечно. Хотя следующий день на Телецком озере и не обошелся без небольшого дождя  (что не позволило сделать качественных снимков водопада Корбу и всего озера по периметру), тем не менее, прогулка на катере доставила истинное удовольствие: обзор водопадов, купание в теплой воде озера под дождем, встреча с интересными людьми. Вот на этих моментах и сделаю акцент.

На восточном берегу озера у водопада Корбу вновь состоялась встреча с алтайским фотохудожником Александром Лотовым. Фотографии этого мастера  можно посмотреть по адресу (http://www.teletsky.ru/pictures1.html). Лотов живет в поселке Яйлу, работает в заповеднике, много путешествует, очень любит  и снимает красоту Алтая в разные времена года. На этот раз приобретаем у него новые диски с панорамными фотографиями и личным автографом автора.       

Нашим гидом по озеру был отличный парень Денис Седов. Зимой он учиться в институте, летом подрабатывает на своем катере, хорошо знает особенности озера. Для тех, кто впервые попадет на озеро, небольшой совет: предложений прокатиться по озеру очень много,  и  молодежь демпингуют по ценам на поездки, но, учитывая непредсказуемый характер погоды на озере, я бы посоветовал доверяться надежным капитанам.

Так вот, с Денисом на обратном пути мы на катере зашли на западном берегу озера к его родственнику. Живет отшельником, ни дорог, ни связи с внешним миром. Денис привез ему солярку и, заодно, попросил подлечить разболевшееся колено, в игре случайно выбитое собакой. Нас гостеприимно встретили и угостили чаем на травах. Во время проводимого Денису массажа последний усомнился в быстром его излечении, на что я заметил, что мысль материальна, и говорить и думать надо только о положительном результате. Тут его доктор-массажист оборачивается и выдает длинную емкую цитату о смысле жизни, отношению к миру и чего-то еще. Как показалось на слух, мысль содержала в себе не менее трех глубинных пластов. От такой неожиданности мыЗакат на 2000 м Озеро у водопада Корбу просто не готовы были осмыслить и переварить весь объем глубины и смысловой нагрузки услышанного. Кроме удивления, мы ничего не смогли выразить. Позже Денис рассказал нам его историю, что человек этот служил в контрразведке, затем 15 лет провел у тибетских монахов, где и освоил секреты их массажа и лечения, воспринял систему буддисткой философии. Сейчас вернулся на Родину и поселился вдали от всех на озере, помогает местным жителям лечить их раны и болезни.

После этого рассказа осталась легкая досада на себя, что оказался не готов и упустил шанс пообщаться с таким интересным человеком,  ушла возможность узнать что-то новое,  но пришло понимание, что нужно внимательнее относиться к встречающимся на пути людям. 

И следующая встреча подтвердила это. По возвращении с Ак-Туру по дороге на Улаган под вечер мы стали выбирать место для ночевки. Остановились у придорожного кемпинга, зашли узнать о ценах. Нас радушно встретил его хозяин Валентин Семенов. Необычность его гостеприимного поведения поначалу вызвала сомнение у моих спутников, и они поехали  искать другое место. Я же был твердо убежден, что лучшего варианта не будет и остался ждать их возвращения. В итоге мы все остались у Валентина и не пожалели об этом

Валентин – энтузиаст своего дела. Любит природу и мечтает вместе с женой после выхода в отставку жить постоянно на кемпинге, который он строит по мере возможностей. Пока он служит в военном гарнизоне с.Акташ. Жена там же работает в местной больнице врачом-невропатологом. Люди очень общительные и гостеприимные. А необычное в начале поведение Валентина было вызвано тем, что у этого человека своя жизненная позиция и философия, он любит гостей и строит кемпинг, как говорит, для души. В двух арендованных им озерах он развел форель и пелядь и, в отличие от других, разрешает своим гостям бесплатно рыбачить на удочку. Деньги его не интересовали, и он назвал нам смехотворные цены по меркам Алтая (10 рублей с человека за размещение палатки на территории кемпинга). К тому же деньги он сам не берет, а подвел нас к опечатанному ящику с прорезью и сказал, что когда будем уезжать, сбросим сюда. Такое доверие просто обескураживает, и думаю, ни у кого рука не поднимется обмануть и уехать, не рассчитавшись. А когда мы зашли в домик для гостей, первое на что упал взгляд Бориса Биказакова, это картина художника Суразакова и каталог картин Павла Коробейникова (очередной знак для нас свыше). Здесь же на стенах и тумбочках находился целый музей экспонатов советского времени от бюста Ленина, журналов «Крокодил» и  Красных знамен до чучел рыб, птиц, рогов лосей, шкур медведей, рыси и др. охотничьих трофеев. По стенам висели картины разных художников, подаренных хозяину лично. На одной из фотографий был снять Валентин с гостившим у него известным телеведущим программы «В мире животных» Николаем Николаевичем Дроздовым,  прилетавшим на Алтай в служебную командировку.

Вечером мы разжигали сапогом самовар, пили чай на террасе и слушали песни под гитару в исполнении Гали Коваленко – участницы нашей экспедиции. А потом все дружно вышли смотреть на радугу и потрясающийНа подходе к горам В Курайской степизакат на высоте 2000 метров, когда весь небосклон словно полыхал ярким пламенем пожара. Утром Валентин привез заказанную нами свежую пелядь, мы сварили вкуснейшую уху и посолили оставшуюся рыбу, которой позже пообедали в дороге.

Следующим момент, поразивший нас, произошел с погодой, когда на обратном   пути   движения   по  Чуйскому   тракту   под   дождем   в   районе п.Черга решили заехать в Зубровый заповедник.  Вспомнили, что смелым сопутствует удача, и уверенно свернули с трассы на проселочную дорогу. Вскоре оказались перед воротами заповедника. Подождали еще минут 15, пока не прекратился ливень, и пошли к хозяевам. Узнали стоимость экскурсии и поехали на их УАЗике  по территории заповедника искать стада пасущихся зубров. Вскоре увидели стадо из нескольких быков, коров и молодых зубрят. В 1923 году во всех странах мира оставалось лишь 48 особей этого исчезающего вида, занесенного в красную книгу. Сейчас в России численность зубров составляет порядка 350 животных, более 40 из них в Алтайском заповеднике. Грандиозные красивые животные, которые жили вместе с мамонтами на Севере Сибири и прямые потомки которых, благодаря энтузиазму работников заповедника, свободно живут на Алтае.  

Вышли из машины и поразились состоянием неба над нами. Везде по окраинам горизонта ходили темные тучи и лил дождь, а над нами открылось окно, светило яркое солнце,  заметно поднимая всем настроение.

Но когда, насмотревшись на зубров, мы вернулись к своей машине и стали отъезжать, вновь набежали тучи, закрыли небо, и полил дождь. Так под дождем мы и добрались до Усть-Семы и повернули на Чемальский тракт.

Здесь в поисках ночлега, чтобы не ставить на мокрой траве палатки, мы решили снять домик, и познакомились с замечательной супружеской парой алтайцев Ириной и Алексеем, о гостеприимстве которых надо сказать отдельно. Разговорились. Как и все алтайцы, вначале они присматривались к нам настороженно, а когда мы стали рассказывать, как любим и бережно относимся к природе Алтая, знаем и уважаем культуру алтайцев, стали рассказывать о своем селе, о жизни и притеснениях местного населения со стороны скупающих все земли в округе московских воротил бизнеса, о культуре алтайцев, их духовном центре в селе Аскат. В разговоре нам опять как сигнал прозвучало Аскат, Суразаков, Торбоков, театр Гамаюн, усадьба заповедник Чороса Гуркина. Напоследок хозяева нам истопили баню, принесли банку сливок, а утром бутылку молока. И все это бесплатно. Действительно, если сам с добром и уважение к этим людям, алтайцы как дети, бескорыстны и очень доброжелательны и щедры. Спасибо им за это.

Утром, проезжая по селу Узнезя, мы остановились у живописного домика и познакомились с его хозяйкой, гидом-экскурсоводом, художником, фотохудожником, любящей матерью двоих детей и очаровательной женщиной Светланой Шупенко, влюбленной в этот удивительный Горный край. Оказалось, что она наша землячка из Кемерово, перебралась с детьми на Алтай, где живет и работает по настоящее время, делает замечательные куклы-обереги, одну из которых мы привезли в подарок нашему Музею детского изобразительного искусства Сибири и Дальнего Востока г.Юрги. Но лучше всего о Светлане рассказал в своих книгах «Путь непослушания» и «Письма от Светланы Шупенко» кинооператор Кемеровской студии телевидения  Юрий Светлаков (адрес сайта Ю.Светлакова: http://svetlakov.kuztpp.ru/  и страница Светланы Шупенко  http://foto.mail.ru/mail/uzuza/53/1246.html), поэтому умолкаю и рекомендую всем посмотреть эти сайты. Думаю, что не пожалеете и узнаете много интересного.

После общения со Светланой, где опять прозвучало заветное слово Аскат, и где нам было сказано, что Борис Суразаков – человек своеобразный и если ему гости не понравятся, разговаривать с нами не станет, мы Красные Воротацеленаправленно поехали по указанному нам маршруту.            

При въезде в село мы сделали остановку у музея-галереи. В выставочном зале экспонировалась выставка алтайского художника Вячеслава Торбокова. Там же встретили и работы Светланы Шупенко – куклы-обереги.  Вообще Аскат - удивительное место. В Аскате живут художники, рукодельники, гончары, представители разных религиозных конфессий и много просто очень хороших людей. Из 130 жителей Аската 13 играют в народном театре "Гамаюн". Каждый десятый аскатец - актер. Кстати, в одном только Горно-Алтайске на 80 тысяч населения живут и работают 33 члена Союза художников России, пишет "Вечерний Новосибирск",  а в Аскате на 130 жителей живут и работают 14 художников. В 1996 году с благословления Ламы Оле Нидала в Аскате был основан Ретричный центр, который принадлежит к Российской Ассоциации буддистов Школы Карма Кагью, крупнейшей буддийской организации на территории России. И чуть позже по дороге мы увидели группу женщин, одетых в необычные как для туристов, так и для алтайцев наряды. Оказалось, это гости Ретричного центра. 

Вот мы и подъехали к заветной цели – искомой усадьбе. Во дворе видим небольшого роста человека и спрашиваем, не он ли Борис Суразаков.

Получив утвердительный ответ, Борис Романович Биказаков спрашивает, примет ли хозяин или отправит восвояси? На недоумение хозяина рассказываем ему о нашем напутствии, с какой целью приехали и откуда мы.

Борис Владимирович приглашает нас в дом, извиняется, что обещал поехать на встречу с делегацией Алтайского комитета по Культуре в усадьбу Чороса Гуркина и поэтому долго не сможет с нами беседовать. Начинается разговор, в ходе которого идет «прощупывание» нас, что за люди, каких взглядов, с каким отношением ходим на Алтай. Хозяин приглашает попить с ним чаю, угощает молоком, печеньем, сыром и всем, что у него есть в доме.

Показывает свою мастерскую, извиняясь, что ждет завтра внуков из Горно-Алтайска, поэтому многие картины убрал за стойку и их не видно. Но и висевших в мастерской работ нам хватало с лихвой. Увиденное поражает своей красотой,  на полотнах автору удается передать не только настроение, но и сам воздух, насыщенность атмосферы в его пейзажах, легкую дымку или утренний туман, загадочность и таинственность места.

Беседа затягивалась, чувствовался искренний обоюдный интерес друг к другу. На предложение хозяину отпустить гостей, а самому ехать на запланированную встречу, нам последовало предложение остаться переночевать и продолжить разговор, а делегация сама приедет к нему на машине, здесь совсем недалеко. Пока он показывал нам место ночлега, пришли две машины, из которых вышло человек восемь, и Борис Владимирович пошел с ними общаться. Мы стали осматриваться в новом помещении. Кругом подрамники, холсты, коллекция камней, плакаты, книги. На полке стоит портрет Елены Ивановны Рерих.

Минут через тридцать Борис Биказаков  увидел в окно и узнал выходившего из мастерской СурозаковаВодопад Муз Малый язык ледникаЕвгения Маточкина. После приветов и короткого общения делегация уехала, а мы продолжили общение с Борисом Владимировичем. После ужина, приготовленного на скорую руку, радушный хозяин стал показывать нам свои работы, совсем забыв про исполненную накануне уборку. Из-за стойки одна за другой стали появляться все новые и новые работы. Вскоре все свободное пространство, в том числе и пол мастерской, было заполнено картинами. Для усиления эффекта Борис Владимирович зажег и поставил свечу, приглашая нас оценить воздействие стихии огня. Доверие друг к другу росло, Борис Владимирович стал делиться своим опытом, рассказывать о необычных явлениях и встречах в горах.  Борис Владимирович – альпинист с большим опытом восхождений в горах. К написанию своих работ он подходит трепетно, с душой как старые мастера приступали к иконописи, т.е. предварительно идет пост и сосредоточение на предстоящей работе.  «Для христиан рукотворная церковь, это храм, а для нас, алтайцев,  – говорит Борис Владимирович, – храм, это сама природа, вон та скала или ручей, родная всем Катунь. Поэтому горько и обидно смотреть, как некоторые … приезжают и начинают мыть в священной Катуни свои машины. Разве в храме допустимо такое?». Кстати, Борис Суразаков почти категорически был против называть себя по имени, отчеству и общались мы только по именам.

Все его полотна, увиденные нами, поражают своей чистотой. С первого взгляда на полотно ты как бы видишь достоверно прописанный горный пейзаж, узнаешь знакомые места, в которых сам был. Но вдруг ловишь себя на том, что горы похожи на идущих людей, расщелина в горах выглядит как человек, держащий свечу, а в водопадах воды стоят седобородые старцы, внимательно на тебя смотрящие. И все это не навязчиво, очень тонко и мастерски сделано, не кричит нарочитой прописанностью ликов, которые мы часто можем сами заметить в горах.

Однако описывать картины мастеров очень трудная и непосильная задача, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Снятые на фото картины (желающие могут зайти на сайты Интернета и посмотреть http://altaisvet.narod.ru/surazakov1.htm галерея работ Б. Суразакова, http://www.rusrep.ru/2009/15/altayskie_lesa  Карма и Гамаюн, репортаж об Аскате с фотографиями, http://www.altaiart.com/about.html  Борис Суразаков, галерея работ, http://ps-altai.ru/galery_ps/surazakov  работы Суразакова в газете Бийского округа) не в состоянии передать того восторга духа, который возникает от непосредственного общения с картинами Б. В. Сурозакова. Поэтому робко пытаемся узнать о возможности провести выставку его картин у нас в Юрге. Обменялись телефонами и договорились о продолжении дружбы и общения.  По приезду домой на Координационном Совете рериховских обществ Кузбасса нами было предложено провезти выставку художника по городам Кузбасса и на сегодняшний день  пять городов откликнулись на этот призыв. Возможно, в скором времени удастся показать работы автора жителям  наших городов.  еще фото с Алтая >>>

 

Виктор Ковчин

 

  Rambler's Top100  

Свои мнения, пожелания и предложения вы  можете записать в гостевой книге

Форум, организованный Международным Советом Рериховских организаций имени С.Н. Рериха с рубриками "Держава Рерихов", "Врата в будущее", "Живая ткань Культуры" >>>

Издатель © Координационный Совет рериховских организаций Кузбасса, 2004 - 2011                Новый сайт Совета >>>

Дизайн, разработка и сопровождение сайта © Интернет-агентство "ПАРУС"

 

Используются технологии uCoz