Алтай.
Путевые заметки об экспедиции
2009 года.
В последние годы Горный Алтай стал неотъемлемой
частью нашего
существования. Ежегодно появляется желание идти в новый маршрут, исследовать
и открывать для себя новые места, знакомиться с интересными людьми. И этот
год не стал для нас исключением.
Зимой по материалам
интернет-сайтов был составлен маршрут, включающий в себя знакомство с новой
дорогой от Таштагола до Турочака и Артыбаша, знакомство с Телецким озером в
районе устья реки Чулышман. Затем переезд в Курайскую степь и поход в район
горного комплекса Ак-Туру, после чего планировалось проехать через Улаганский район и перевал Куту-Ярык к устью реки Чульча, посмотреть на
каменные грибы и сходить на самый большой водопад Учар. Забегая вперед,
скажу, что до перевала Кату-Ярык мы не доехали 7 км. и вынужденно повернули
назад. Как оказалось на практике, не на
наших машинах с одним приводом и двигателем 1,2 там форсировать неровности
горных дорог, так что эта часть маршрута у нас еще впереди в планах на
будущие походы.
Ранее некоторым участникам
экспедиции посчастливилось побывать на северной части Телецкого озера и
проехать по Чуйском тракту до села Курай, остальная часть маршрута для всех
участников была новой. Общая протяженность маршрута от Юрги и обратно более
трех с половиной тысяч километров. Продолжительность путешествия
рассчитывалась на 14 дней. Выехали из Юрги утром 5 июля в 7 часов и вечером
ужинали на берегу Телецкого озера.
Упуская подробности всех дней пребывания на
маршруте (частично это восполнят размещенные здесь фотографии), кратко
остановлюсь на отдельных моментах этой поездки, наиболее значимых в этот
раз.
Первое, я считаю, нам очень здорово
повезло с погодой. Весь июнь в Сибири был дождливым, Горный Алтай не
исключение, и только в начале июля стало по настоящему тепло и солнечно.
Хотя следующий день на
Телецком озере и не обошелся без небольшого дождя
(что не позволило сделать качественных снимков водопада Корбу и всего озера
по периметру), тем не менее, прогулка на катере доставила истинное
удовольствие: обзор водопадов, купание в теплой воде озера под дождем,
встреча с интересными людьми. Вот на этих моментах и сделаю акцент.
На восточном берегу озера у
водопада Корбу вновь состоялась встреча с алтайским фотохудожником
Александром Лотовым. Фотографии этого мастера можно посмотреть по адресу (http://www.teletsky.ru/pictures1.html).
Лотов живет в поселке Яйлу, работает в заповеднике, много путешествует,
очень любит и снимает красоту Алтая в разные времена года. На
этот раз приобретаем у него новые диски с панорамными фотографиями и личным
автографом автора.
Нашим гидом по озеру был отличный
парень Денис Седов. Зимой он учиться в институте, летом подрабатывает на
своем катере, хорошо знает
особенности озера. Для тех, кто впервые попадет
на озеро, небольшой совет: предложений прокатиться по озеру очень много, и
молодежь демпингуют по ценам на поездки, но, учитывая непредсказуемый
характер погоды на озере, я бы посоветовал доверяться надежным капитанам.
Так
вот, с Денисом на обратном пути мы на катере зашли на западном берегу озера
к его родственнику. Живет отшельником, ни дорог, ни связи с внешним миром.
Денис привез ему солярку и, заодно, попросил подлечить разболевшееся колено,
в игре случайно выбитое собакой. Нас гостеприимно встретили и угостили чаем
на травах. Во время проводимого Денису массажа последний усомнился в быстром
его излечении, на что я заметил, что мысль материальна, и говорить и думать
надо только о положительном результате. Тут его доктор-массажист
оборачивается и выдает длинную емкую цитату о смысле жизни, отношению к миру
и чего-то еще. Как показалось на слух, мысль содержала в себе не менее трех
глубинных пластов. От такой неожиданности мы
просто
не готовы были осмыслить и переварить весь объем глубины и смысловой
нагрузки услышанного. Кроме удивления, мы ничего не смогли
выразить. Позже Денис рассказал нам его историю, что человек этот служил в
контрразведке, затем 15 лет провел у тибетских монахов, где и освоил
секреты их массажа и лечения, воспринял
систему буддисткой философии. Сейчас вернулся на
Родину и поселился вдали от всех на озере, помогает местным жителям лечить
их раны и болезни.
После этого рассказа осталась легкая досада на
себя, что оказался не готов и упустил шанс пообщаться с таким интересным
человеком, ушла возможность узнать что-то новое, но пришло
понимание, что нужно внимательнее относиться к встречающимся на пути людям.
И
следующая встреча подтвердила это. По возвращении с Ак-Туру по дороге на
Улаган под вечер мы стали выбирать место для ночевки. Остановились у
придорожного кемпинга, зашли узнать о ценах. Нас радушно встретил его хозяин
Валентин Семенов. Необычность его
гостеприимного поведения поначалу вызвала сомнение у моих спутников, и они
поехали искать другое место. Я же был твердо убежден, что лучшего
варианта не будет и остался ждать их возвращения. В итоге мы все остались у
Валентина и не пожалели об этом
Валентин – энтузиаст своего дела. Любит природу
и мечтает вместе с женой после выхода в отставку жить постоянно на кемпинге,
который он строит по мере возможностей. Пока он служит в военном гарнизоне
с.Акташ. Жена там же работает в местной больнице врачом-невропатологом. Люди
очень общительные и
гостеприимные. А необычное в
начале поведение Валентина было вызвано тем, что у этого человека своя
жизненная позиция и философия, он любит
гостей и строит кемпинг, как говорит, для души. В двух арендованных им озерах он развел форель и пелядь
и, в
отличие от других, разрешает своим гостям
бесплатно рыбачить на удочку. Деньги его
не интересовали, и он назвал нам смехотворные цены по меркам
Алтая (10 рублей с человека за размещение палатки на территории кемпинга). К
тому же деньги он сам не берет, а подвел нас к опечатанному ящику с прорезью
и сказал, что когда будем уезжать, сбросим сюда. Такое доверие просто
обескураживает, и думаю, ни у кого рука не поднимется обмануть и уехать, не
рассчитавшись. А когда мы зашли в домик для гостей, первое на что упал
взгляд Бориса Биказакова, это картина художника Суразакова и каталог картин
Павла Коробейникова (очередной знак для нас свыше). Здесь же на стенах и
тумбочках находился целый музей экспонатов советского времени от бюста
Ленина, журналов «Крокодил» и Красных знамен до чучел рыб, птиц, рогов
лосей, шкур медведей, рыси и др. охотничьих трофеев. По стенам висели
картины разных художников, подаренных хозяину лично. На одной из фотографий
был снять Валентин с гостившим у него известным телеведущим программы «В
мире животных» Николаем Николаевичем Дроздовым, прилетавшим на Алтай в
служебную командировку.
Вечером мы разжигали сапогом самовар, пили чай на террасе и слушали песни
под гитару в исполнении Гали Коваленко – участницы нашей экспедиции. А потом
все дружно вышли смотреть на радугу и потрясающий
закат
на высоте 2000 метров, когда весь небосклон словно полыхал ярким
пламенем пожара. Утром Валентин привез заказанную нами свежую пелядь, мы
сварили вкуснейшую уху и посолили оставшуюся рыбу, которой позже пообедали в
дороге.
Следующим момент, поразивший нас, произошел с
погодой, когда на обратном пути движения по Чуйскому тракту под
дождем в районе п.Черга решили заехать в Зубровый
заповедник. Вспомнили, что смелым сопутствует удача, и уверенно свернули с
трассы на проселочную дорогу. Вскоре оказались перед воротами заповедника.
Подождали еще минут 15, пока не прекратился ливень, и пошли к хозяевам.
Узнали стоимость экскурсии и поехали на их УАЗике по территории заповедника
искать стада пасущихся зубров. Вскоре увидели стадо из нескольких быков,
коров и молодых зубрят. В 1923 году во всех странах мира оставалось лишь 48
особей этого исчезающего вида, занесенного в красную книгу. Сейчас в России
численность зубров составляет порядка 350 животных, более 40 из них в
Алтайском заповеднике. Грандиозные красивые животные, которые жили вместе с
мамонтами на Севере Сибири и прямые потомки которых, благодаря энтузиазму
работников заповедника, свободно живут на Алтае.
Вышли
из машины и поразились состоянием неба над нами. Везде по окраинам горизонта
ходили темные тучи и лил дождь, а над нами открылось окно, светило яркое
солнце, заметно поднимая всем настроение.
Но когда, насмотревшись на зубров,
мы вернулись к своей машине и стали отъезжать, вновь набежали тучи, закрыли
небо, и полил дождь. Так под дождем мы и добрались до Усть-Семы и повернули
на Чемальский тракт.
Здесь в поисках ночлега, чтобы не
ставить на мокрой траве палатки, мы решили снять домик, и познакомились с
замечательной супружеской парой алтайцев Ириной и Алексеем, о гостеприимстве
которых надо сказать отдельно. Разговорились. Как и все алтайцы, вначале они
присматривались к нам настороженно, а когда мы стали рассказывать, как любим
и бережно относимся к природе Алтая, знаем и уважаем культуру алтайцев,
стали рассказывать о своем селе, о жизни и притеснениях местного населения
со стороны скупающих все земли в округе московских воротил бизнеса, о
культуре алтайцев, их духовном центре в селе Аскат. В разговоре нам опять
как сигнал прозвучало Аскат, Суразаков, Торбоков, театр Гамаюн, усадьба
заповедник Чороса Гуркина. Напоследок хозяева нам истопили баню, принесли
банку сливок, а утром бутылку молока. И все это бесплатно. Действительно,
если сам с добром и уважение к этим людям, алтайцы как дети, бескорыстны и
очень доброжелательны и щедры. Спасибо им за это.
Утром,
проезжая по селу Узнезя, мы остановились у живописного домика и познакомились с его хозяйкой,
гидом-экскурсоводом, художником, фотохудожником, любящей матерью двоих детей
и очаровательной женщиной Светланой Шупенко, влюбленной в этот удивительный
Горный край. Оказалось, что она наша землячка из Кемерово, перебралась с
детьми на Алтай, где живет и работает по настоящее время, делает
замечательные куклы-обереги, одну из которых мы привезли в подарок нашему
Музею детского изобразительного искусства Сибири и Дальнего Востока г.Юрги.
Но лучше всего о Светлане рассказал в своих книгах «Путь непослушания» и
«Письма от Светланы Шупенко»
кинооператор Кемеровской студии телевидения Юрий Светлаков (адрес сайта
Ю.Светлакова:
http://svetlakov.kuztpp.ru/ и страница Светланы Шупенко
http://foto.mail.ru/mail/uzuza/53/1246.html), поэтому умолкаю и
рекомендую всем посмотреть эти сайты. Думаю, что не пожалеете и узнаете
много интересного.
После общения со Светланой, где
опять прозвучало заветное слово Аскат, и где нам было сказано, что Борис
Суразаков – человек своеобразный и если ему гости не понравятся,
разговаривать с нами не станет, мы
целенаправленно
поехали по указанному нам маршруту.
При въезде в село мы сделали остановку у музея-галереи. В выставочном зале
экспонировалась выставка алтайского художника
Вячеслава Торбокова. Там же встретили и работы Светланы Шупенко –
куклы-обереги. Вообще Аскат - удивительное место. В Аскате живут художники,
рукодельники, гончары, представители разных религиозных конфессий и много
просто очень хороших людей. Из 130 жителей Аската 13 играют в народном
театре "Гамаюн". Каждый десятый аскатец - актер. Кстати, в одном только
Горно-Алтайске на 80 тысяч населения живут и работают 33 члена Союза
художников России, пишет "Вечерний Новосибирск", а в Аскате на 130 жителей
живут и работают 14 художников. В 1996 году с благословления Ламы Оле Нидала
в Аскате был основан Ретричный центр, который принадлежит к Российской
Ассоциации буддистов Школы Карма Кагью, крупнейшей буддийской организации на
территории России. И чуть позже по дороге мы увидели группу женщин, одетых в
необычные как для туристов, так и для алтайцев наряды. Оказалось, это гости
Ретричного центра.
Вот мы и подъехали к заветной цели –
искомой усадьбе. Во дворе видим небольшого роста человека и спрашиваем, не
он ли Борис Суразаков.
Получив утвердительный ответ, Борис Романович
Биказаков спрашивает, примет ли хозяин или отправит восвояси? На недоумение
хозяина рассказываем ему о нашем напутствии, с какой целью приехали и откуда
мы.
Борис Владимирович приглашает нас в дом,
извиняется, что обещал поехать на встречу с делегацией Алтайского комитета
по Культуре в усадьбу Чороса Гуркина и поэтому долго не сможет с нами
беседовать. Начинается разговор, в ходе которого идет «прощупывание» нас,
что за люди, каких взглядов, с каким отношением ходим на Алтай. Хозяин
приглашает попить с ним чаю, угощает молоком, печеньем, сыром и всем, что у
него есть в доме.
Показывает свою мастерскую, извиняясь, что
ждет завтра внуков из Горно-Алтайска, поэтому многие картины убрал за стойку
и их не видно. Но и висевших в мастерской работ нам хватало с лихвой.
Увиденное поражает своей красотой, на полотнах автору удается передать не
только настроение, но и сам воздух, насыщенность атмосферы в его пейзажах,
легкую дымку или утренний туман, загадочность и таинственность места.
Беседа затягивалась, чувствовался искренний
обоюдный интерес друг к другу. На предложение хозяину отпустить гостей, а
самому ехать на запланированную встречу, нам последовало предложение
остаться переночевать и продолжить разговор, а делегация сама приедет к нему
на машине, здесь совсем недалеко. Пока он показывал нам место ночлега,
пришли две машины, из которых вышло человек восемь, и Борис Владимирович
пошел с ними общаться. Мы стали осматриваться в новом помещении. Кругом
подрамники, холсты, коллекция камней, плакаты, книги. На полке стоит портрет
Елены Ивановны Рерих.
Минут
через тридцать Борис Биказаков увидел в окно и узнал выходившего из
мастерской Сурозакова
Евгения Маточкина. После приветов и короткого общения
делегация уехала, а мы продолжили общение с Борисом Владимировичем. После
ужина, приготовленного на скорую руку, радушный хозяин стал показывать нам
свои работы, совсем забыв про исполненную накануне уборку. Из-за стойки одна
за другой стали появляться все новые и новые работы. Вскоре все свободное
пространство, в том числе и пол мастерской, было заполнено картинами. Для
усиления эффекта Борис Владимирович зажег и поставил свечу, приглашая нас
оценить воздействие стихии огня. Доверие друг к другу росло, Борис
Владимирович стал делиться своим опытом, рассказывать о необычных явлениях и
встречах в горах. Борис Владимирович – альпинист с большим опытом
восхождений в горах. К написанию своих работ он подходит
трепетно, с душой
как старые мастера приступали к иконописи, т.е. предварительно идет пост и
сосредоточение на предстоящей работе. «Для христиан рукотворная церковь,
это храм, а для нас, алтайцев, – говорит Борис Владимирович, – храм, это
сама природа, вон та скала или ручей, родная всем Катунь. Поэтому горько и
обидно смотреть, как некоторые … приезжают и начинают мыть в священной
Катуни свои машины. Разве в храме допустимо такое?». Кстати, Борис Суразаков
почти категорически был против называть себя по имени, отчеству и общались
мы только по именам.
Все его полотна, увиденные нами, поражают
своей чистотой. С первого взгляда на полотно ты как бы видишь достоверно
прописанный горный пейзаж, узнаешь знакомые места, в которых сам был. Но
вдруг ловишь себя на том, что горы похожи на идущих людей, расщелина в горах
выглядит как человек, держащий свечу, а в водопадах воды стоят седобородые
старцы, внимательно на тебя смотрящие. И все это не навязчиво, очень тонко и
мастерски сделано, не кричит нарочитой прописанностью ликов, которые мы
часто можем сами заметить в горах.
Однако описывать картины мастеров
очень трудная и непосильная задача, лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать. Снятые на фото картины (желающие могут зайти на сайты Интернета и
посмотреть
http://altaisvet.narod.ru/surazakov1.htm галерея работ Б. Суразакова,
http://www.rusrep.ru/2009/15/altayskie_lesa Карма и Гамаюн, репортаж об
Аскате с фотографиями,
http://www.altaiart.com/about.html Борис Суразаков, галерея работ,
http://ps-altai.ru/galery_ps/surazakov работы Суразакова в газете
Бийского округа) не в состоянии передать того восторга духа, который
возникает от непосредственного общения с картинами Б. В. Сурозакова. Поэтому
робко пытаемся узнать о возможности провести выставку его картин у нас в
Юрге. Обменялись телефонами и договорились о продолжении дружбы и общения.
По приезду домой на Координационном Совете рериховских обществ Кузбасса
нами было предложено провезти выставку художника по городам Кузбасса и на
сегодняшний день пять городов откликнулись на этот призыв. Возможно, в
скором времени удастся показать работы автора жителям наших городов. еще
фото с Алтая >>>
Виктор Ковчин
|